«Общественное телевидение призвано создавать гражданское общество в России»
17 июня 2013 года, 09:32
— Сергей Леонидович, Общественное телевидение России начало вещание почти месяц назад. Как Вы можете оценить первые итоги его работы?
— Телевизионный проект «Общественное телевидение как был terra incognita, когда только задумывался, так ей и остается, хотя он уже пошел на экраны. Если спросить каждого человека о том, что такое Общественное телевидение и как он его себе представляет, я думаю, что ответов будет миллион, и все они будут правильными. Но в действительности не будет ни одного точно сформулированного, потому что для нашей страны это опыт уникальный, на мой взгляд. Сегодня оценивать наш канал с точки зрения контента, с точки зрения подачи материала, мне кажется, пока очень рано. Во-первых, мы работаем всего лишь месяц. Младенец в один месяц — личность? Он может говорить, выражать какие-то чувства? Он в этом возрасте только просит покушать и улыбается, да и то далеко не всегда, своим родителям. Общественное телевидение — такой вот младенец, и говорить серьезно пока еще невозможно. Но улыбаться у нас получается, и эта улыбка, я надеюсь, останется у нас навсегда, даже в зрелом возрасте.
Планов тьма: с нового телевизионного сезона — с сентября — мы начинаем новую сетку. Мы развиваемся, поэтому то, что вы сейчас видите, можно в сентябре уже не найти. Все программы сейчас проходят оценку временем, оценку зрителем, и оценка дается, в том числе, профессионализму. Кое-какие программы будут уходить, кое-какие будут трансформироваться, а какие-то будут появляться вновь. Пока мы только заявили о том, что мы есть, мы родились. Наш канал только начал развиваться. У нас впереди большой период не взросления даже, а подрастания.
— Чем Общественное телевидение отличается от других федеральных каналов?
— Мы полагаем, что Общественное телевидение — это в первую очередь канал, который призван не сколько воспитывать, сколько создавать гражданское общество в стране. У нас, к сожалению, история страны такова, что гражданского общества не было. Может быть, были короткие исторические периоды, когда проглядывали зачатки гражданского общества, а потом они снова уходили. Я глубоко убежден, что гражданское общество может появиться только в той стране, которая находится в стадии развития и стабильности. И сейчас как раз то время, когда можно надеяться на то, что у нас появляется гражданское общество. Мы, работая с регионами, просматривая огромное количество программ, убеждаемся в том, что это уже есть. Об этом, к сожалению, не говорят федеральные телеканалы, но будем говорить мы.
Если современное общество боится стать гражданским, оно обречено на умирание. Именно сейчас общество должно переходить в стадию гражданского. Надо перестать брать и начинать отдавать что-то. Я убежден, что у россиян выработался определенный стереотип: мы хнычем и во всем виним начальство, врагов, жен, соседей во всех грехах. Может быть, надо собраться, организоваться, суметь добиться правды, справедливости? Для этого надо создавать самоорганизации граждан. И только после этого можно почувствовать себя гражданином.
Мы стараемся показывать страну, в которой мы живем, со всеми ее проблемами, достижениями, успехами и поражениями — какая она есть. Мы не обязаны ее приукрашивать, но и не обязаны замазывать черным. На федеральных каналах мы, к сожалению, не видим страны — мы видим Москву, и даже не всю столицу, а определенную группировку людей (человек 50) — представителей шоу-бизнеса и политическую элиту. Но это же не страна.
— Как Общественное телевидение строит взаимоотношения с регионами?
— У нас есть целая линейка региональных программ «Большая страна». Мы закупаем их у региональных телекомпаний. Это продукт, которые в регионах уже видели, но только там, где его снимали. Мы же даем возможность другим регионам посмотреть то, что делают их соседи. Но самое главное — мы начинаем заказывать своим коллегам из регионов программы специально для Общественного телевидения. Это немного другая история и другие деньги. Я полагаю, что главная проблема любого федерального телеканала заключается в том, что весь свой продукт, весь контент он производит в Москве. Без сомнения, сегодня московские продакшн-компании — лучшие, они если не на порядок, то на голову выше региональных. Но это несправедливая ситуация. Если мы говорим о стране, мы должны идти в регионы. Мы должны заказывать продукт тем журналистам, тем телекомпаниям, которые живут на этой земле, которые ее чувствуют, видят каждый день, а не московским съемочным группам, которые просто заезжают в регион на пару недель.
— Общественное телевидение взаимодействует с нижегородскими телекомпаниями? Как Вы оцениваете их уровень?
— Мы не можем выделять Нижегородскую область — все регионы равны для нас. На сегодняшний день в рамках линейки мы показали 18—20 регионов (соответственно, около 30 местных телевизионных продуктов). Но Нижегородская область отличается от других тем, что здесь довольно много телевизионных компаний, и хороших. Например, ННТВ и «Волга» — чудесные телекомпании. В 2001 году я немного работал здесь на выборах с одной из телевизионных компаний, и поэтому снимаю шляпу — здесь абсолютно профессиональные, высокого качества телекомпании. Надеюсь, что в самое ближайшее время и телекомпания ННТВ, и телекомпания «Волга» получат наши приглашения.
— Какую пользу для себя Вы извлекли из заседания круглого стола, прошедшего в Нижнем Новгороде?
— Я убедился, что интерес к Общественному телевидению есть в регионах, что там ждут его программ, заинтересованы в сотрудничестве с ОТР. Здесь есть огромный материал, который мы должны использовать, без сомнения. Здесь работают совершенно замечательные, чудесные, профессиональные люди.
— Общественное телевидение подвергается критике? Насколько она объективна?
— Безумно обидно, что мы абсолютно неожиданно получили неадекватную и не очень объективную критику со стороны наших коллег — представителей либерально-демократической журналистики. Смысл многих критических замечаний сводится к следующему: «Канал я, правда, еще не смотрел, но считаю, что он никуда не годится». Этот постулат напоминает старые добрые времена, когда осуждали «Доктора Живаго»: «Пастернака я, правда, не читал, но считаю, что он враг народа и его надо гнать из страны поганой метлой». У нас почему-то это снова начало расцветать. Отвечать на это мы можем только своими программами, контентом, убеждениями и разговорами.
Сказать о том, что ему нравится или не нравится, критик имеет право и даже обязан. Мы, кстати, ждем эту критику, но хотим, чтобы она была объективной. Скажут: «Вот это вам не удалось!» — и мы с удовольствием выслушаем. «А было бы хорошо вот так!» — еще лучше. Мы сегодня находимся в том самом положении, когда больше слушаем, чем говорим. Это покажется странным, но это действительно так. Мы призываем всех больше высказываться, находить в нашем эфире больше недоработок, может быть, неточных посылов, не очень профессионально сделанных материалов. Мы этого ждем, потому что это помогает нам выстраивать эфир так, как нужно.
Конструктивная критика, тем не менее, поступает, и мы ее ждем. Иногда бывает обидно, но мы ее всегда принимаем. Это абсолютно нормально.
— Уже заработала обратная связь с населением? Поступают ли от телезрителей предложения, замечания?
— У нас работает сайт, на котором можно смотреть канал в режиме онлайн. Сайт открыт для комментариев, для «криков». Кое-какие «крики» мы убираем оттуда, если они не предназначены для широкого обозрения. Но есть очень интересные предложения, есть любопытные замечания людей, которые смотрят ОТР в онлайне и сразу же реагируют на ту или иную программу. По крайней мере, я знаю, что генеральный директор Общественного телевидения Анатолий Григорьевич Лысенко еженедельно получает такую сводку материалов с сайта, где есть и неприкрытые, жесткие высказывания, и конструктивные. Он их получает и соответственно реагирует.
— Наверное, говорить о рейтингах еще рано…
— Мы рейтинг пока не смотрим. Во-первых, у нас пока нет договора с компанией Gallup Media, которая замеряет рейтинги. Мы подумываем, заключать ли нам договор с ним или с каким-то другим измерителем. Но мы можем себе представить, насколько велик или невелик рейтинг.
По первому месяцу вообще трудно говорить. Кроме того, есть проблемы с распространением. Формально операторы дают информацию, что на той или иной территории получают сигнал, а зритель оттуда звонит и говорит, что он нашего канала не видит. Возможно, операторы выдают желаемое за действительное. Они обязаны нас показывать, но для них это не очень интересно, потому что мы им не платим за это ни копейки. Мы входим в первый мультиплекс, и по указу президента нас обязаны показывать бесплатно. Это не всегда для них хорошо, и, наверное, поэтому они начинают слегка лукавить. Но эта работа выстраивается: месяц — это не срок.
— На сайте Общественного телевидения есть раздел «Сбор пожертвований» с указанием реквизитов. Пожертвования уже поступают? Это крупные суммы или, наоборот, маленькие?
— Пожертвования поступают, и разные. Самое маленькое составляло всего 100 рублей. Но мы все немного растрогались: эти деньги передала бабушка откуда-то из глубинки. Она написала даже небольшое сопроводительное письмо: «Пусть мои 100 рублей вам помогут». Сам факт очень трогателен, и мы его оценили. Мы сейчас даже сюжет делаем о двух пожилых жертвователях.
— Вы сравнили Общественное телевидение с младенцем, который пока не так много может. Когда же, по Вашему мнению, этот «младенец» встанет на ноги, научится ходить?
— Для любого телевизионного канала есть срок — год. За это время он как-то выстраивается. Раньше говорить бессмысленно. Через четыре-пять лет канал выходит на самоокупаемость. Это четко промеренные параметры. Еще через какое-то время он начинает приносить прибыль.
Мы считаем, что если 20 мая 2014 года мы сможем сказать, что начали выполнять свою задачу и выполняем ее в рамках, которые сами для себя поставили, и нас в большей или меньшей степени будут хвалить за это, мы будем считать, что наш «младенец» уже пошел.
Справка
Сергей Леонидович Ломакин (род. 10 августа 1952, Москва) — советский и российский журналист. С 1987 по 1990 год — специальный корреспондент, ведущий и руководитель информационно-развлекательной программы «Взгляд». С 1991 по 1995 годы — ведущий программ «Утро», «Финансовые известия». С 1993 по 1995 годы — комментатор ИТА ВГТРК «Останкино», ведущий программы «Новости». С августа 1999 года — обозреватель Дирекции информационного вещания ОАО «Ассоциация спутникового телевидения» (АСТ). В 2007 году руководил окружной телевизионной компанией «Север-ТВ» (префектура города Москвы), производя восемь с половиной часов эфира ежедневно. На НТВ вел исторический проект «Кремлевские дети» (2007−2008). Женат вторым браком. Имеет сына и дочь.
Автор: Корр. Лариса Барабанова