«Педагоги пока медленно преодолевается традиционный подход к организации образовательного процесса»
19 ноября 2012 года, 11:08
— Объясните, что такое новые ФГОСы?
— Во-первых, они предполагают новые требования как к структуре образовательных программ, условиям их реализации, так и к результатам их освоения. Во-вторых, это активное использование в педагогической деятельности передовых технологий, форм и методов работы. Речь, в частности, идет о компетентностном подходе, индивидуализации, проектных и исследовательских формах работы. Наконец, большое значение придается внеурочной деятельности учащихся.
— Как происходит внедрение новых стандартов?
— С 1 сентября 2011 года во всех общеобразовательных учреждениях РФ, в том числе и в Нижегородской области, осуществлен переход на ФГОС начального общего образования. В настоящий момент по ним обучаются школьники первых и вторых классов общеобразовательных учреждений.
Среди особенностей ФГОС начального общего образования — обязательное преподавание предметов «Информатика» и «Иностранный язык», а также организация внеурочной деятельности по одной из четырех разработанных на федеральном уровне моделей: дополнительного образования, «Школа полного дня», оптимизационная, инновационно-образовательная.
Отмечу, что переход на новые ФГОСы сопровождается мониторингом со стороны министерства образования. С целью нормативно-правового обеспечения в общеобразовательных учреждениях созданы и пополняются нормативные базы различного уровня по вопросам поэтапного перехода на ФГОС. В частности, реализуются основные образовательные программы и учебные планы начальной ступени обучения с использованием методических рекомендаций к Базисному учебному плану начального общего образования. Кроме того, для методического обеспечения введения ФГОС ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» издан сборник «Организация внеурочной деятельности младших школьников (в соответствии с направлениями ФГОС начального общего образования)».
— Готовы ли к новым ФГОСам педагогические кадры?
— Безусловно, переход на ФГОС общего образования требует повышения квалификации педагогических и управленческих кадров региона. В связи с этим в курсы их подготовки на базе НИРО включены темы «Новые образовательные стандарты», «Современные подходы к оценке качества образования». За 2011−2012 гг. подготовлено к введению ФГОС НОО по многоуровневой вариативной системе повышения квалификации 2556 учителей начальных классов и специалистов, курирующих данное направление. Таким образом, разнообразие вариантов повышения квалификации, предлагаемых НИРО, создает возможности каждому учителю начальных классов пройти предварительную подготовку к внедрению ФГОС.
Уровень готовности педагогов к введению ФГОС рассматривается в рамках аттестации. За период с января по октябрь 2012 года участвовали в квалификационных испытаниях 4829 человек. Из них: на высшую квалификационную категорию — 1020 человек, на первую категорию — 2875 человек, на соответствие занимаемой должности — 934 человека.
— Все ли сумели подтвердить заявленную категорию и соответствие занимаемой должности?
— Подтвердили заявленную категорию и соответствие занимаемой должности 4351 человек, что составило 90% от числа участвовавших в квалификационных испытаниях. В настоящее время аттестационные процедуры проходят в штатном режиме.
— С чем связаны основные трудности при внедрении новых стандартов?
— Это, во-первых, трудности в реализации новой системы оценки результатов образования. Во-вторых, достаточно медленно преодолевается традиционный подход педагогов к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе. В-третьих, не все осознают принципиальную новизну вопросов инструментально-методического обеспечения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
— Успевает ли материальная база школ за новыми веяниями времени?
— В рамках создания материально-технических условий введения ФГОС разработан перечень объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников для использования в работе образовательными учреждениями. В 2012 году в соответствии с заявками образовательных учреждений приобретено и поставлено оборудование в полном объеме.
— Как будут оцениваться результаты внедрения ФГОСов?
— Достоверную информацию о состоянии системы начального образования и ее изменениях дает внешняя оценка, или рейтинг результативности деятельности образовательного учреждения. Для формирования рейтинга показатели выбираются на основе данных федерального мониторинга «Наша новая школа», обобщенных данных федерального статистического наблюдения, данных региональных мониторингов «Реализация программы развития информационного общества в Нижегородской области», «Здоровье сберегающая деятельность в ООУ», «Педагогические кадры», «Обеспеченность образовательного процесса учебно-методической литературой».
Комплексные мониторинговые исследования позволяют производить динамический анализ изменений, произошедших как на муниципальном, так и на региональном уровне системы образования Нижегородской области. Участниками мониторингов являются все муниципальные образовательные системы региона и общеобразовательные учреждения региона.
Автор: Корр. Александр Михайлов