«Пока желающих учиться гораздо больше, чем тех, кого мы можем обучить»
16 октября 2012 года, 09:12
— Проект реализуется правительством области с сентября 2007 года. Насколько успешным, на ваш взгляд, он оказался?
— Успех — вещь относительная. Если судить по тому, сколько человек удалось охватить проектом, то здесь мы находимся в начале пути. Пока желающих учиться гораздо больше, чем тех, кого мы можем обучить.
Задачей проекта является организация обучения населения использованию информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни. В этой связи нами создан и развивается портал «Электронный гражданин Нижегородской области». На сайте можно определить свой уровень компьютерной грамотности, пройдя демо-тест, а полученный результат подскажет, на какие разделы обучения стоит обратить внимание. Также можно пройти очный курс обучения, подобрав для себя подходящее учреждение. Дети на сайте познакомятся с историей Нижегородской области, играя в развивающую on-line игру; при этом родители могут управлять временем пребывания ребенка за игрой. Есть на портале разделы для лиц с ограниченными возможностями. Практически любой пользователь найдет для себя на нем полезную и интересную информацию. Неудивительно, что посещаемость портала быстро растет, и сегодня составляет до 300 человек в день.
Особое внимание в проекте уделяется лицам, у которых возникают сложности в самостоятельном обучении компьютерной грамотности — пенсионеры, лица с ограниченными возможностями. Для них организованы очные курсы. Мы их обучаем как базовой компьютерной грамотности, так и возможностям использования достижений электронного правительства — интернет-сервисов, ресурсов с социально-значимой информацией. Эту деятельность можно, без сомнений, можно оценить как успешную. Мы двигаемся в правильном направлении, механизм запущен, и наша задача сегодня — раскрутить этот маховик.
— Какое число нижегородцев в общей сложности удалось охватить обучением? Как росло их число из года в год?
— В рамках первых двух этапов реализации проекта — в 2007 и 2008 годах — в программе приняло участие 3 тысячи человек в возрасте от 40 лет из различных районов Нижегородской области. С 2009 года проводилось обучение людей с ограниченными возможностями по слуху; в состав групп входили представители Всероссийского общества глухих и телевидения глухих.
Новый этап в реализации проекта начался с 2011 года. К нему подключилось министерство социальной политики региона, и это значительно расширило наши возможности. Обучение стало проводиться на базе социальных учреждений. Была, в частности, организована акция «Электронный гражданин» в рамках целевой программы «Старшее поколение». Как итог — количество обученных основам компьютерной грамотности резко возросло до 2,5 тысяч в 2011 году.
Сейчас более 2500 пенсионеров ждут своей очереди на обучение компьютерной грамотности на курсах, организованных министерством социальной политики. В связи с этим министерство планирует открыть дополнительно 85 курсов компьютерной грамотности для пенсионеров на территории Нижегородской области до конца октября 2012 года.
— Каким образом производится отбор участников на очные курсы?
— Запись производится по телефону, по электронной почте, через Интернет. В группы включаются первые записавшиеся. Для них существует лишь одно условие — это должен быть человек пожилого возраст, который нигде не работает.
— Много ли сегодня партнеров у проекта? Кто они?
— В его реализации активное участие принимают администрации районов, вузы, школы Нижегородской области, предприятия и коммерческие структуры Нижнего Новгорода и Нижегородской области, учреждения социальной защиты.
За последний год Мининформом подписаны соглашения о взаимодействии по реализации проекта с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е.Алексеева, с Нижегородским государственным лингвистическим университетом им. Н.А.Добролюбова, Нижегородским филиалов «Высшей школы экономики», с ОАО «Ростелеком», Нижегородским государственный инженерно-экономическим институтом г. Княгинино.
Благодаря партнерам, в 2012 году открылись новые учебные классы. С августа 2012 года в них записались более 300 человек. Первые группы приступили к обучению в сентябре 2012 года. Кроме того, в октябре на базе компьютерного класса Мининформа обучится компьютерной грамотности очередная группа из Всероссийского общества глухих.
Учитывая растущую потребность нижегородцев в обучении, мы планируем установить сотрудничество с другими вузами, работающими в Нижегородской области. Кроме того, интерес к проекту проявляют ИТ-компании: в настоящее время Мининформ определяет формы сотрудничества с «Лабораторией Касперского» — компания готова обучать тьюторов проекта в сфере информационной безопасности. Также министерство социальной политики области совместно с компанией «Google» готовит собственную рабочую тетрадь, которая поможет пенсионерам осваивать навыки общения с интернетом.
— Не секрет, что большим направлением работы правительства сегодня является предоставление муниципальных и госуслуг в электронном виде. Нижегородская область в этом отношении продвинулась довольно далеко. Какие районы Нижегородской области наиболее активны в этом направлении?
— Сейчас можно отметить следующие районы, которые проделали необходимую работу по переводу услуг в электронный вид, а также активно используют созданную министерством информационную систему «Мастер форм электронных запросов»: Саров, Арзамас, Балахна, Бор, Городецкий, Арзамасский, Сосновский, Краснобаковский, Перевозский и Воротынский районы.
— Насколько велика доля тех нижегородцев, которые освоили и активно пользуются предоставлением госуслуг в электронном виде?
— С начала года около 10% граждан обратились за услугами в электронном виде, представленными на портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области. Их доля постоянно растет. Она может расти еще быстрее, однако людям необходимо время, чтобы привыкнуть к новшествам. Ведь если вспомнить, реально госуслуги в электронный вид стали переводиться совсем недавно.
— Какие сложности, на ваш взгляд, существуют при внедрении в практику жизни передовых технологий? Какие шаги в связи с этим делает областное правительство?
— Сложностей несколько. Во-первых, до сих пор очень высок уровень различия в использовании информационных технологий в районах области, различными слоями общества и органами государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, пока еще недостаточны темпы развития инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения. В-третьих, в силу низких навыков использования информационных технологий наблюдается определенная неготовность граждан, а также работников некоторых органов власти использовать информационные технологий, достоинства электронного правительства (в т.ч. в сфере образования, здравоохранения и др.). Иными словами, идет сопротивление изменениям. Это нормально, поскольку такое часто случается при внедрении инновационного продукта.
Правительство области комплексно подходит к решению этих проблем. Кроме обучения населения компьютерной грамотности и популяризации темы электронного правительства, мы оказываем методическую и консультационную поддержку органам власти, разрабатываем и внедряем типовые решения для органов исполнительной власти и ОМСУ (для создания сайтов органов власти, для перехода к межведомственному взаимодействию, оказанию услуг в электронный вид), проводим обучающие семинары и т. д.
— Расскажите о планах по набору на курсы на будущий год и по развитию проекта в целом?
— Сейчас сложно говорить о планах. Скажу точно: проект будет развиваться и расти. Мы планируем расширять сотрудничество с организациями и открывать новые курсы компьютерной грамотности, улучшать качество курсов, адаптировать курсы с учетом введения новых возможностей информационных технологий. Также изменения претерпит портал «Электронный гражданин» — он будет доработан до современных требований, будет изменена его структура, введены интерактивные инструменты, разработан новый дизайн, созданы новые функциональные возможности, введена версия для лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, мы планируем активно популяризировать нашу работу и с помощью различных информационных инструментов обучать граждан новым возможностям электронного правительства (обучающие видеоролики, разъяснения в СМИ и др.).
Мы постараемся использовать наши возможности по максимуму. В отличие от других регионов, где выделяются большие деньги и открываются целые школы по обучению компьютерной грамотности, мы не тратим много бюджетных средств. Мы просто навалились на проблему всем миром и вместе добиваемся необходимого результата.
Автор: Корр. Александр Михайлов