«Позволяйте детям больше, и получите из них талантливых людей»
23 марта 2015 года, 14:21
Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Карандаш в руке этого человека появился раньше, чем ложка. Сегодня у нас в гостях художник, чьи картины выставляются по всему миру, и есть даже в коллекции Маргарет Тэтчер, председатель правления Нижегородского фонда «Русское искусство» Наталия Панкова.
- Наталия Юрьевна, здравствуйте. Не сожалеете, что когда-то карандаш победил ложку?
- Я бы сейчас вообще мечтала про ложку забыть, но, к сожалению, не получается. Люблю карандаши до сих пор, сейчас такое количество разных материалов, что я радуюсь, что есть возможности. Но художника иногда важно ограничить, тогда, может быть, больше идет от себя энергии, эмоций, а когда много возможностей - глаза разбегаются.
- Вы родились 28 июня. В этот день также родились: знаменитый фламандский художник, получивший юридическое образование, Питер Рубенс; актер и кинорежиссер, мечтавший в детстве о клоунаде, Александр Панкратов-Черный; историк, писавший в юности стихи, Сергей Платонов. Кто из персон Вам ближе?
- Я думаю, что все знают ответ. Конечно же, Рубенс. Тем более что Рубенс мне еще нравится как человек, который воспринимал действительность очень восторженно. Картины у него такие эмоциональные, радостные. Там просто праздник жизни. Это мне близко.
- Король художников и художник королей Питер Пауль Рубенс также выполнял различные дипломатические поручения: участвовал в переговорах об установлении мира с Голландией и Англией. Рубенс отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами. Кроме того, он встречался и переписывался с известными учёными и интеллектуалами Европы, которые отмечали его острый ум и широкую образованность. Как Вы считаете, истинное искусство может помочь разным странам лучше понять друг друга?
- Мне кажется, у искусства есть преимущество - оно может быть вообще вне национальности и вне времени. Это большое счастье, потому что любой человек, который даже не занимается искусством, может спрятаться в искусство от этих проблем.
- Вы выставляетесь по всему миру, чувствуете какие-то изменения по отношению к вам? Или искусство остается искусством, и неважно, чье оно?
- Думаю, что для тех, кто действительно интересуется искусством, не важно, какой я национальности, и из какой страны приехала. А люди, у которых восприятие построено на политике, мне не интересны.
- Многие родители сталкивались с такой проблемой как художественное оформление детьми стен, мебели, документов. В детстве Вы больше всего любили рисовать на стенах. Наверняка, от родителей не раз попадало за очередной шедевр?
- Все дело в масштабе. Скучно работать с маленьким документом, а когда большая стена - сразу все увидят, и гости в том числе.
- Сразу ли родители оценили талант художника?
- У меня удивительные родители, они к этому позитивно отнеслись. Это, наверное, тот редкий случай, когда они были не против. Я недавно разговаривала со своей мамой, ей на днях будет 90 лет, и она говорит: «Как жаль, что не сохранилась та стена, на которой ты рисовала свою первую картину». Видимо, стена уже была готова к ремонту, я их просто подтолкнула. Раньше думали - надо или нет, а после меня уже, наверное, сделали.
- Это были краски или контуры?
- Тогда еще были контуры, потому что это были самые первые шаги. Сама я это плохо помню, но помню ощущение безумного счастья и свободы. Счастье, которое мне дали родители - не мешали творить. Было ощущение безумного счастья от того, что я могу делать то, что хочу. Позволяйте детям больше, и получите из них талантливых людей. Не важно - художников или нет, главное чтобы была свобода для самореализации.
- Ваш папа - кандидат физико-математических наук планировал, что Вы пойдете по его стопам, однако Вы тайком ото всех поступили в худучилище. Променять крепкую как камень физику на ветреную живопись решили из протеста?
- Нет. Во мне боролось много чувств и дело не только в крепости, физика - тоже очень интересный предмет, там тоже есть возможность творчества. И все-таки победило искусство, потому что захотелось быть счастливой. А вот это ощущение - воспоминание того, что я знаю, как это, что я буду чувствовать, если буду художником - помогло реализовать мои мечты. Когда я творю, я очень счастлива.
- Все-таки вы тайком поступили в художественное училище. Какой была первая реакция родителей?
- Были недовольны, но были уверены, что это временно. Что я - девочка, в армию идти не надо, отдохну и потом поступлю в университет. Как мой папа сказал: «Немножко отдохнешь, а потом…», и я отдыхаю всю жизнь. Но думаю, люди творческих профессий меня поймут. Наша работа - отчасти отдых.
- Я знаю, что Ваш сын выбрал дипломатическую карьеру, это от того, что вживую увидел жизнь свободного художника с банками и красками по всему дому и решил не повторить опыт мамы?
- Его пеленки все были в масляных красках. Мой ребенок «настрадался», поэтому я не скажу, что это его внутренний протест, но он никогда не любил рисовать и это удивительно!
- Наверняка пытались его приучить…
- Поскольку мне в свое время родители дали свободу, я дала своему сыну тоже свободу. Конечно, я его по музеям водила и считаю, что это очень важно независимо от того, любит рисовать человек или нет. «Мучать» сына музеями я начала с самого раннего возраста. Картины - это цвет, яркие пятна, которые даже самый маленький ребенок, который еще ничего не понимает, уже воспринимает, поэтому это неплохо.
- В 1994 году Вы получили в подарок от Бориса Немцова автомобиль «Волга». Только не говорите, что до сих пор ездите на этом автомобиле?
- Не езжу, но это было безумно приятно и очень неожиданно. Среди этого списка были еще 9 нижегородцев, которых наградили такой замечательной машиной. Машина «Волга» - это было очень круто по тем временам. Честно говоря, я ее продала практически сразу и у меня стояла очередь покупателей. Тогда ценились наши «Волги». Потом мы с семьей купили квартиру, и кусочком этой квартиры была как раз эта «Волга». Мы всегда помнили об этом.
- Продолжите фразу «Для меня Победа - это…»
- Если очень коротко, то, наверное, жизнь, потому что нам подарили жизнь. Неизвестно, как бы было и были ли бы мы на этом свете, если бы не было этой Победы. Спасибо, что она была.
- Цвет вокруг нас оказывает большое влияние на наше самочувствие, заявляют психологи. Некоторые города Марокко известны тем, что с давних времён имеют преобладающий цвет зданий, и даже новые постройки по традиции красят именно в этот цвет. Например, почти все здания третьего по величине города страны Марракеша - рыжевато-красные. А небольшой городок Шефшауэн пользуется особенной популярностью туристов за то, что все дома полностью или частично окрашены в синий. Не стоит ли нам перекрасить российские города?
- Было бы неплохо. Я не думаю, что город должен быть одного цвета. У нас большие города и мы можем себе позволить разнообразие.
- Каких красок вы бы добавили в Нижний Новгород?
- Я бы порекомендовала использовать теплые цвета. Желто-красная цветовая гамма хороша, потому что зимой дает иллюзию солнца, а летом в сочетании с зеленью - ощущение праздника. Поэтому мне кажется, что теплых красок нам не хватает в городе.
- Вы известны как автор росписи клубного дома - новостройки премиум-класса, поселиться в которой можно только по рекомендации одного из жильцов. Вы действительно считаете, что посмотрев на эти перья Жар-птицы, у нижегородцев поднимается настроение? Не кажется, ли Вам, что дом как будто в огне?
- Нет, нисколько не похоже. Я видела очень много фотографий и сама видела этот дом с разных точек. Когда смотришь фотографии, включая зимние, приходит ощущение праздничного фейерверка. Мои друзья сказали, что называют мой дом «домом с веточкой», потому что у них из окон виден кусок этой стены и им кажется, что это какая-то веточка осенняя или цветущая веточка. У каждого есть какая-то своя интерпретация этой темы и мне, кстати, нравится такая игра со зрителями. Многое зависит от того, с какой точки смотришь, какое освещение, как падает свет.
- Кстати, сейчас во многих городах расписывают не только новые, но и старые дома и отнюдь не вандалы, а профессиональные граффитисты. Вам не кажется, что всё же в общем сером ландшафте такие яркие пятна выглядят как-то неестественно и вызывающе?
- Для многих это выглядит неестественно и вызывающе потому, что люди консерваторы по своей природе и им кажется, что должно быть так, как было 20, 40 или 50 лет назад. Это вообще естественный процесс, потому что города сейчас меняются и росписи на стенах появляются во всех городах мира. Другой вопрос - когда-то это лучше происходит, когда-то хуже. Это зависит и от художника, и от среды, которая готова принять ту или иную картину. Наша среда пока не очень готова. Но, тем не менее, ребята пытаются что-то изменить - это очень здорово, есть шанс, что город будет со своим лицом и не будет похож на другие города, хотя он у нас замечательный и красивый. Мне в свое время дали родители стену квартиры, а современные дети могут позволить себе стену дома. Это потрясающе!
- Вы путешествуете по всему миру, могли остаться жить в любой другой части света и мира, но возвращаетесь в Нижний Новгород. Чем он вас привлекает?
- Во-первых, я его очень люблю, а во-вторых, всегда трепетно возвращаюсь. Буквально недавно мы были в Париже с подругой. И когда на днях возвращались, сели в очень грязную машину такси и вокруг грязный снег, и я сижу в машине и думаю: «Боже, как хорошо, я дома!», потому что, наверное, есть ощущение, когда родные стены помогают. Именно творить, работать мне здесь намного легче, чем где-либо. Ну, а потом, у нас очень красивый город - природа очень красивая, красивая архитектура, два берега и энергия двух рек мощных ощущается, питает. Она влияет на всех, но не все это замечают. Река - это очень здорово, источник жизни, энергии - всего.
- Что вас подпитывает, дает эмоции, чтобы отразить их на холсте?
- Мне нравится путешествовать, потому что когда возвращаешься с другими ощущениями, видишь то, что не видел в нашем городе другими глазами и кроме этого - люди. Я люблю людей. Это, вообще, кстати, редко, потому что художник предполагает некое замкнутое пространство, сам в себе. Мне в этом плане повезло, я иногда от общения с людьми получаю такую позитивную энергию, что мне после этого хочется работать. После этого я запираюсь и некоторое время не общаюсь ни с кем, но мне нравятся интересные и яркие люди, которых у нас много.
- А запираетесь как?
- У меня есть тенденция в работе - я «запойно» работаю. Когда я начинаю работу, мне иногда муж звонит и говорит: «Наташ, ты знаешь, сколько времени вообще? Ты когда-нибудь домой придешь?». А у меня ощущения времени нет. В любом случае, все равно устаешь, но зато получаешь некое удовлетворение от того, что вовремя сделал работу. Иногда бывает желание, которое перегорело. Если оно возникает и тебе хочется что-то сделать, лучше не жить этим состоянием, потому что когда ты дойдешь до холста, уже ничего сделать не сможешь.
- Вы - успешный художник, но наверняка бывает такое, что не всем картины нравятся. Как вы реагируете на это?
- Я бы испугалась, если бы я всем понравилась. Я бы подумала, что случилось в моей биографии, что я нравлюсь всем? Вы понимаете, что это нормальная реакция?! Тем более, что есть люди с разным образованием. Кто-то вообще не готов к восприятию живописи, кроме того, есть понятие «вкус». Даже человек, разбирающийся в искусстве, может сказать, что это не мое направление. Если человек откровенно высказывает свою точку зрения, это его право, почему бы и нет.
- Были моменты, когда вас обижали такие ситуации с профессиональной точки зрения?
- Возможно, но каких-то серьезных обид нет. У меня есть некий круг людей, чье мнение имеет для меня большое значение. Конечно, и им, может быть, нравится не все, что я делаю, но если ты сделал все замечательно и все тебя похвалили - это тупик, куда дальше расти? Недовольство собой должно присутствовать в определенном количестве, чтобы поднимать планку все выше и выше.
Вопросы от нижегородцев:
Лариса Трофимова, Московский район
- Недавно читала в журнале, что спальню надо делать в темных тонах, чтобы спалось лучше - но это же темно, как в гробу. Лучше уж в ярко-желтой солнечной или зеленой, как на лужайке. Или выбор цвета - это полная ерунда и никак не влияет на качество сна?
- Очень влияет, это не ерунда. Я могу сказать, что один и тот же человек в разные периоды жизни нуждается в разных цветах. Темная цветовая гамма к молодежи ближе, потому что восприятие мира другое. С возрастом появляется потребность в более позитивных цветовых гаммах. Но если говорить именно про спальную комнату, я бы сделала что-то более спокойное, нейтральное и пастельное. Я бы не стала делать каких-то очень ярких цветов, включая желтый, потому что вам сразу захочется действовать, если он яркий.
Андрей Жеглов, Нижний Новгород
- Регулярно можно услышать, как картины великих художников уходят за десятки миллионов долларов, при этом и картины наших современных российских художников котируются пусть не миллионами, но десятками тысяч долларов. На фоне нестабильных курсов евро и доллара не логичнее ли вкладывать средства в картины?
- У искусства есть одно преимущество - от него можно получать удовольствие. Не только думать о том, что ты вложил деньги, и они лежат где-то в банке, а еще получать удовольствие от общения с живописью. Что касается цен на живопись, есть ощущение, что на фоне такого кризисного состояния многие художники делают спецпредложения для покупателей и опускают свои цены в рублевом варианте, чтобы российский покупатель не чувствовал себя совсем ущербным, что не может ничего приобрести. Поэтому, наверное, самый выгодный момент - именно на этой волне покупать искусство, пока оно не так дорого стоит. Но говорить о том, что через год или через два искусство в несколько раз вырастет в цене, я бы не рискнула. Я думаю, что это долгосрочная программа. Искусство можно оставить своим праправнукам, потому что живопись будет жить сто лет, двести, триста и даже если вы выберете не самого лучшего художника, мне кажется, потом с мировым именем эта вещь будет иметь антикварную ценность. Поэтому такое вложение денег - беспроигрышный вариант с расчетом на много лет.
- Кстати, многие великие художники, например, Анри Матисс в начале своей карьеры расплачивались картинами в кафе, а Вам не приходилось оставлять что-то из творений в качестве платы за обед?
- У меня была похожая история в самом начале 1990-х годов, когда вообще ничего не было, в нашем городе в том числе, а у меня был маленький ребенок. Были различные варианты бартеров, когда люди покупали продукты, не имея денег. И был момент, когда мой холодильник был забит йогуртами, как в магазине, потому что за картину рассчитались йогуртами. Каждый день мне привозили по коробке, тогда мы и все наши родственники ими объелись.
- Мастер пейзажей Архип Куинджи всегда верил в свой талант и счастливую звезду, никогда не сомневаясь в своем успехе. А ведь когда-то маринист Айвазовский доверял ему только покраску заборов и смешивание красок. А Вы сразу поняли, что покраска заборов - не для вас?
- У меня тоже была «покраска заборов», у меня было слово «Квас» на бочке с квасом. В моей жизни была такая подработка. Первая моя работа была в музее Добролюбова, где я была реставратором, потом я ушла в Советский Пищеторг, потому что там была возможность днем заниматься живописью. В свободное от живописи время я должна была сделать работу, которую должна, и мне поручали на бочке кваса писать эти слова. Вы представляете, в каком шоке был мой папа, когда его дочь вместо того, чтобы работать в НИИ бегала с трафаретом по бочкам. Если у художника в его жизни не было «забора», то это несчастный художник, потому что в жизни надо все испытать.
- Какова ваша формула успеха? Можете нарисовать успех?
- Если выражать словами, то - видеть, чувствовать и делать. Придется, наверное, выразить это и художественными приемами, но более абстрактно. Мой любимый ритм - это некий восторг, движение вверх. Это видящее дерево с глазами, которое движется вверх и дает сплошной позитив. Сейчас приближается весна, и это светлое чувство я изображу в молодых листочках на нашем дереве. Ну, а чтобы изобразить «делать» надо лопату нарисовать, но я нарисую кисточку, ведь это тоже действие. Их будет много разных, чтобы был выбор, но это не просто кисточки, а кисточки - цветы, потому что весна. Они прорастают из травы, которая скоро появится в нашем городе. У нас будет красивый, веселый город и будет расти много маленьких кисточек. Закончим рисунок солнышком, чтобы в нашем городе было солнечно, тепло и радостно.
- Что, согласно толковому словарю Брокгауза и Ефрона, использовал Петр I для взятия шведских крепостей?
- Танк
- Самолет
- Летательный аппарат
- Подводную лодку
- Путь будет третий вариант
- Словарь Брокгауза и Ефрона 1903-го года выпуска так описывает взятие войсками Петра I крепости Нотебург: «… флотилия блокировала её со стороны Ладожского озера; на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы». Здесь под словом самолёт имеется ввиду самоходный паром, движимый силой речной струи.
- Спасибо за участие в нашей программе. Желаю вам вдохновения, успехов, чтобы ваше творчество дарило эмоции людям, которые приходят, видят ваши работы и им хочется жить.
Программа «Без галстука» с Романом Скудняковым выходит в эфир телекомпании «Волга» по пятницам в 18:50, субботам в 22:30 и по воскресеньям в 05:00.
Автор: Корр.Мария Сорокина