ПятницаПт, 31 января 09:40 16+
Сейчас  °C
USD$ 98,01 EUR 102,78 ▲0,38

«Реклама — это то, в чем все считают себя профессионалами»

10 мая 2012 года, 15:35

— Ольга Юрьевна, какие направления рекламного рынка развиваются у нас особенно активно?

— Рекламный рынок состоит из нескольких сегментов — это реклама на радио, телевидении, в печатных СМИ, в Интернете, это и наружная реклама. Управление Федеральной антимонопольной службы в рамках своих полномочий осуществляет, в том числе, анализ конкурентной среды на этом рынке. Основной показатель состояния рынка — денежный: сколько денег заработали рекламщики. Самый динамично развивающийся сегмент рынка — это телевизионная реклама, которая за прошлый, 2011 год, выросла на 22%. За прошлый год телевизионщики собрали более 730 млн рублей. Рынок радиорекламы развивается медленнее — его прирост в прошлом году составил 10%, это около 125 млн рублей. Печатные СМИ каждый год прибавляют примерно 15%, но это стабильный рост, который говорит о том, что рынок состоялся и он уже знает свои перспективы. Объем рекламы в печати составил около 500 млн рублей в год. Рынок, который растет самыми небольшими темпами, — это рынок наружной рекламы: там прирост составляет всего 1−2% в год. Однако объем его велик, и составляет за прошлый год 900 млн рублей. И мы прогнозируем, что даже если рынок вырастет только на эти несколько процентов, все равно это будет уже более 1 млрд. рублей. Это очень большие деньги.

Естественно, конкуренция на этом рынке достаточно большая. Больше всего вопросов и претензий возникает у участников рынка наружной рекламы. И это не удивительно: мы уже год говорим о новой Концепции размещения объектов наружной рекламы на территории города Нижнего Новгорода, однако до сих пор эта концепция не принята. Уже несколько лет в городе не проводятся конкурсы. Дело в том, что ФАС не осуществляет контроль за установкой и размещением объектов наружной рекламы (рекламных конструкций), это вопрос полностью отдан муниципалитетам, и поэтому они должны быть заинтересованы в развитии этого рынка. Только хозяин города должен определять правила игры: он знает, как развивается архитектура, где какие будут строиться дома и сооружения. Поэтому мне кажется разумным, что порядок проведения конкурсов на размещение наружной рекламы отданы муниципалитету.

— Какие нарушения чаще всего фиксируются на рынке рекламы Нижнего Новгорода и области?

— Ежегодно мы рассматриваем более 300 фактов, указывающих на нарушения рекламного законодательства. И подводя итоги, мы отмечаем, что количество нарушений, выявленных нами, не уменьшается. Так, за прошлый год мы выдали 131 предписание о прекращении нарушений рекламного законодательства. В основном наши претензии к рекламодателям и связаны с содержанием рекламной информации. Рекламодатели пытаются приукрасить информацию, и как итог распространяется недостоверная реклама. В связи с этим, наибольшее количество предписаний выдаются именно рекламодателям. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить рекламу финансовых услуг — вы все видите, как ее много и на телевидении, и в газетах, и на объектах наружной рекламы. Крупным шрифтом указана процентная ставка, а все остальные условия, которые влияют на сумму, которую придется заплатить за данный кредит, написаны мелким шрифтом и потребитель не может их прочитать. Потребитель считает, что может взять кредит за небольшие проценты, приходит в банк и там выясняется, что существуют различные выплаты, и сумма, которую он заплатит в итоге, довольно приличная. Это, конечно, нарушение рекламного законодательства. За данное нарушение банки привлекаются к административной ответственности в виде штрафа, а Комиссия выносит нарушителям Предписания о прекращении нарушения.

Большое количество дел рассмотрено в 2011 году по фактам размещения на объектах наружной рекламы с рекламными сообщениями пива. Законодатель определил, что реклама пива должна размещаться не ближе 100 метров от детских, учебных, медицинских и некоторых других организаций. Однако, в нарушение этой нормы законодательства, рекламораспространители размещают рекламу пива вблизи школ, больниц и других мест, где это недопустимо.

Еще один вид рекламы, который вызывает много претензий, — это реклама, распространяемая посредством рассылки смс-сообщений. Законодатель определил, что такая реклама может распространяться только с согласия получателя. И причем если получатель говорит о том, что не хочет получать такую рекламу, ее распространение должно быть немедленно прекращено. В последнее время нижегородцы получают очень много рекламы в виде смс-сообщений, и естественно, у них возникает недовольство. Поэтому к нам поступает большое количество обращений граждан по этому поводу. Однако существует регламент рассмотрения обращений граждан, который говорит о том, что нужно не просто отправить обращение в антимонопольный орган, но необходимо предъявить доказательства факта распространения подобной рекламы. Т. е. прежде чем к нам обратиться, необходимо получить от оператора связи распечатку входящих сообщений, сфотографировать экран сотового телефона с рекламным СМС-сообщением (скриншот), указать свой номер телефона, и представить договор с оператором связи.

— Получается, подать жалобу не так-то просто?

— В данном случае, да. Дело в том, что все операторы связи, когда мы отправляем им запрос, ссылаются на то, что без согласия абонента не могут представить необходимую информацию. Распечатку звонков ни один оператор по запросу антимонопольного органа не пришлет. Это дело заявителя — собрать доказательную базу.

— Жалуются ли вам горожане на большое количество бумажной рекламы в почтовых ящиках?

— Нам такие жалобы не поступают. В законе о рекламе указано, что «реклама — это информация, распространяемая любым способом с помощью любых средств». Законодатель не ограничил ни способ, ни место распространения рекламы. Поэтому горожане должны мириться с этим. Люди по-разному обращают на себя внимание, в том числе, рассылая подобные листовки. Но это обязанность ТСЖ создать такие условия, чтобы не было мусора. Например, у нас в подъезде есть ящик, куда складывается лишняя реклама.

— Расскажите, пожалуйста, о новостях в сфере рекламного законодательства. Что меняется и что ждет потребителей и рекламодателей?

— Реклама — это тот вид бизнеса, где все считают себя специалистами. Меня не удивляет, что в закон о рекламе каждый год вносятся изменения и дополнения, так как депутаты Госдумы, Законодательных собраний и городских Дум искренне считают, что могут улучшить его. Так, в 2012 году основным изменением в законодательстве можно назвать то, что меняются требования к рекламе пива. С 23 июля 2012 года в связи с тем, что внесены изменения в закон о производстве и обороте алкогольной продукции, пиво приравнено к алкогольной продукции. Поэтому все те требования, которые предъявлялись к алкогольной продукции, будут распространяться и на рекламу пива. Это серьезные ограничения рекламы, и они вполне объяснимы — законодатель думает о здоровье нации.

Еще одно важное изменение внесено в статью, касающуюся социальной рекламы. Наконец-то были узаконены сообщения, связанные с теми случаями, когда собирали деньги на лечение больным и на помощь тем, кто попал в трудную ситуацию. Такая реклама теперь приравнена к социальной. Это, в том числе, дает рекламораспространителям налоговые льготы, при размещении и производстве такой рекламы.

— 19 апреля в Нижнем Новгороде прошла конференция, посвященная развитию рекламного рынка. На конференции попытались принять Российский Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций, однако из этого ничего не вышло. Почему так получилось?

— Кодекс рекламы обсуждали бурно и эмоционально, однако никто из нижегородских рекламщиков так и не решился его подписать. Почему мы вышли с предложением вынести этот вопрос на конференцию? Дело в том, что и законодатель, и ФАС считают, что саморегулирование — это самый прогрессивный путь развития любых рынков, таких как рынки строительных услуг, финансовых, туристических, и, в том числе, рынка рекламы так же. Кодекс рекламы — это не придумка антимонопольных органов. Члены Ассоциации коммуникационных агентств России — организации, в которую входят очень много агентств, телекомпаний, радиостанций — решили, что не надо ждать, пока законодатель придумает какие-то ограничения, и решили взять на себя дополнительные обязательства, которые делали бы рекламу более интересной, а рынок — более честным. И те требования, которые важны для честного бизнеса, они изложили в этом документе. Может быть, рынок рекламы Нижегородской области, недостаточно подготовлен, чтобы подписаться под этим документом и принять на себя дополнительные требования. Мне кажется, что это проблема времени, проблема роста нашего, нижегородского, рынка рекламы, когда люди еще не готовы сесть за стол переговоров и сказать: «Да, мы берем на себя дополнительные обязательства, но это будет лучше для нашего бизнеса».

— Что же теперь будет — в Кодекс внесут изменения или от него совсем откажутся?

— Я думаю, что рекламщики должны сами вернуться к этому вопросу, когда пройдет какое-то время. Ведь речь идет о социальной ответственности бизнеса.

Автор: Корр. Елена Жаркова

Картина дня
Рекомендуем
Спорт
Более 25 женских любительских футбольных команд создано в Нижегородской области
ИА «Время Н» познакомилось с особенностями нижегородского проекта «Футбольные мамы».
Общество
Правильные ответы и имена победителей этапа конкурса «Преобразившаяся история»
Следующее задание на конкурс будет опубликовано на сайте 4 февраля.
Эксклюзив
Специалисты работают над концепцией ревитализации квартала «Сименс и Гальске» в Нижнем Новгороде
Сейчас она находится на стадии уточнений.
Общество
«Русполимет» увеличил выпуск продукции в 2024 году
Глава компании подвел итоги года и рассказал о планах группы.