«Реставрация икон — это не столько искусство, сколько наука»
15 июня 2011 года, 17:17
- Почему вы выбрали профессию художника?
- Сколько себя помню, я всегда любил рисовать. В школьные годы ходил в Дом пионеров, затем поступил в художественную школу, и это был совершенно осознанный выбор, потому как я не мыслил себя без этой профессии. Более того, учился еще в Суздальском художественно-реставрационном училище, где освоил технику иконописи. С 2005 года я являюсь членом Союза художников, а также постоянным участником Всероссийских и региональных выставок.
- Расскажите о первой выставке, в которой вы приняли участие?
- Я участвовал в масштабной художественной выставке «Большая Волга», которая проходила в 1998 году. Эта выставка проходит каждые четыре года. В ней принимали участие художники из Казани, Чувашии, Пензы других городов. Также у меня недавно состоялась первая персональная выставка в Законодательном собрании, где я представил 30 работ.
- Какому направлению в живописи вы отдаете предпочтение?
- Я пишу пейзажи, натюрморты и натурные портреты. Ориентируюсь на русскую классическую школу конца 19 века.
- Как вы относитесь к авангардному искусству?
- Я считаю, что авангардное искусство - это медиапиар. В 20 веке оно себя исчерпало. Самыми яркими представителями русского авангарда были Кандинский и Малевич. Я принимаю только традиционную школу, потому что классическое искусство направлено на глубину человеческой души, а современное искусство расставляет акценты на внешнюю сторону творчества.
- Какие материалы используете в работе?
- Чаще всего я использую масляные краски и темперу, иногда смешиваю масло и акварель.
- Что изображаете на своих картинах?
- Я пытаюсь запечатлеть Русь. Художник всегда неосознанно ищет старые улицы и дома, на бессознательном уровне я выбираю места, где сохранился русский дух. Моя цель - изобразить дух старого Нижнего, с его древнейшей культурой и архитектурными постройками.
- Вы профессиональный реставратор, иконы какого века попадали в ваши руки?
- Я реставрирую иконы разных времен - с 16 по 20 век.
- Расскажите о технологии реставрационных работ?
- Прежде всего, необходимо восстановить то, что осталось, - это называется консервация. Нужно укрепить основы дерева и красочного слоя, потом расчистить икону от первоначального слоя и восстановить реконструкцию утраченного изображения. Старая реставрационная школа не предусматривает навыки мастерства иконописи, а в современной школе - это необходимость.
- Какие иконы находятся у вас сейчас на реставрации, и сколько времени вы затрачиваете на работу с ними?
- Сейчас я реставрирую Ярославскую икону «На прибавление ума», Федоровскую икону Божьей матери. В среднем работа длиться около двух месяцев.
- Какова технология иконописи?
- Реставрация - это не столько искусство, сколько наука. Иконы пишутся темперными красками - это порошок, который растирается с яичной эмульсией. Иконопись по старой технологии осуществляется на липовых досках, которые составляет каркас иконы. Рисунок выцарапывается цирью - острым металлическим предметом, чтобы остался первоначальный контур, на который впоследствии наносится цветовая раскладка.
- Чем вас привлекает иконопись?
- Своей самобытностью, историей. Еще, конечно, подкупила красота цвета, натуральные пигменты в иконописи дают естественное звучание красок. Иконопись строится по другим законам, нежели светская живопись, икона настраивает на знание предмета изображения. За каждой иконой стоит целая эпоха.
Автор: Корр. Юлия Баран