«Создание бренда региона — актуальнейший для Нижегородской области вопрос»
24 февраля 2012 года, 12:35
-Начнем с общего вопроса. Какова цель вашего визита в Нижегородскую область?
-Подчас мы думаем, что события, происходящие вокруг нас, уникальны. Однако часто оказывается, что подобные явления уже наблюдались в других местах, имея при этом двойное, а то и тройное дно. Моя цель на данной конференции, как и других ее участников - сопоставить эти явления, сделать выводы об их природе.
Сегодня есть некоторый уровень недовольства, а точнее раздражения людей тем, что происходит кругом. Он, конечно, не сопоставим с уровнем недовольства в 90-х годах, когда этот уровень был значительно выше, но люди тем не менее выходят на митинги, говорят о важных для них вещах. И мы собрались здесь, чтобы выявить ключевые тенденции сложившейся ситуации, понять ее угрозы, используя при этом классическую формулу SWOT-анализа: сильные стороны - слабости - возможности - угрозы.
-Какие направления дискуссии, проводившейся в рамках конференции, вы считаете ключевыми?
- Работали три секции, обсуждения в рамках которых проходили 20 и 21 февраля. Это «Технологии „цветных революций“: угрозы, уроки, последствия», где как раз применялись принципы SWOT-анализа, «Глобальные международные (наднациональные) структуры - генезис, история, деятельность» и «Циклы русской истории: вызовы и ответы (1612-1812-2012). С разработчиками последней секции, выделившими двухсотлетние циклы в нашей истории, я как раз не очень согласен. Вряд ли эти ровные промежутки времени можно называть циклами. Правда, звучит красиво, тем более что одна из дат связана с Нижним Новгородом.
В рамках всех трех секций выступали ученые из разных городов. Мне же выпало выступать с лекциями в пяти ВУЗах, рассказывая студентам о современных политических коммуникациях, о внутренней конкуренции территорий в борьбе за ресурсы.
-Как воспринимали студенты ваши лекции?
-Со стороны студентов я видел живой интерес, и это обусловлено тем, что данная информация была для них новой, не азбучной, не такой, которая преподается в ВУЗах. Особый интерес у слушателей вызвала тема продвижения территорий, которая еще иногда называется маркетинг мест. Раньше имиджи территорий складывались стихийно, но около 20 лет назад в мире начали заниматься их проектным продвижением. Для России это направление является еще более новым, у нас оно зародилось всего около 10 лет назад и очень актуально и для Нижнего Новгорода. Как создать благоприятный имидж города или региона, его бренд, выделить его из ряда других территорий - все эти вопросы мы и обсудили с нижегородскими студентами и преподавателями.
-Какова ваша оценка сложившейся сейчас в РФ социально-экономической ситуации?
-Период 2008-2009 гг. мы прошли куда проще, чем многие другие государства мира. И здесь не надо приводить научных измышлений. Я оперирую исключительно бюджетными показателями. В указанный мною период они снижались на 10-15%, но в 2010 году наступала стабилизация, в 2011 - рост. Не это ли показатель стабильности и устойчивости? Так что все говорит о том, что как минимум в 2012 и 2013 годах у нас все будет хорошо.
-Как вы оцениваете экономико-политическую ситуацию в стране сейчас, в предвыборный период? Пойдете ли на выборы?
- Период так называемой олигархической демократии, когда ограниченная группа крупных бизнесменов пыталась управлять страной, у нас миновал. Наступил период управляемой государством демократии. Нынешнюю ситуацию, когда весь выбор сведен к единому кандидату - Путину, идеализировать я не хочу. Ведь другие кандидаты на этих выборах скорее почетные - особенно это касается Зюганова, Жириновского. В то же время не считаю правильным, когда так много ответственности замыкается на одном-единственном человеке. В случае кризисной ситуации он опять окажется в центре всеобщего внимания и может из хорошего превратиться в плохого. Однако в свете обсуждений возможного перераспределения ответственности между правительством, Госдумой, губернаторами, которые выливаются даже и в законопроекты, есть надежда на то, что пока новый Президент будет у власти, ситуация придет к более оптимальному, нежели сейчас состоянию.
Что касается выборов, то на них не хожу с 1989 года, когда случились последние лично для меня эйфорические выборы. Тогда Ельцина выбирали и выбрали народным депутатом СССР от Москвы, на улицах все бурлило. Применительно к Древней Греции такое называли детством человечества, а у нас это было детство демократии. Что же касается участия в выборах в дальнейшем, то мой реальный вклад в предвыборную ситуацию в силу специфики профессиональной деятельности все равно оказывается куда более весомым, чем мое возможное личное участие в голосовании.
-Насколько актуальна для нас сейчас угроза «оранжевой революции»?
- Эта угроза для нас сейчас не актуальна. Прозвучит банально, но политика определяется экономикой, а экономическая ситуация у нас сейчас угнетающей считаться не может - она нормальная. Кроме того, опыт «цветных революций», особенно в Грузии и Киргизии, показывает, что после прихода новых элит лучше все равно не становилось, уровень недовольства в итоге только рос. Люди у нас это понимают и поэтому на такое не пойдут.
В то же время эти новые элиты, если они могут быть полезными обществу, не надо игнорировать. Элиты становятся более лояльными и менее опасными, если их интегрировать в систему, возложив на них часть ответственности. Это известная практика.
-Вы возглавляете Агентство «Международный пресс-клуб», которое активно работает с российскими регионами, в том числе и с Нижегородской областью. Расскажите об этой работе, как проходит сотрудничество и каковы результаты?
- В качестве первых значимых вех такого сотрудничества хочу привести пример с самым массовым в стране конкурсом «Патриот России», который мы проводим вместе с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Министерством обороны России и Росвоенцентром. Когда было принято решение вывести проведение финальной церемонии «Патриота России» из Москвы, то первым местом, где он состоялся, стала Нижний Новгород. Это было в 2006 году, сюда приехали журналисты со всей России.
Сейчас в Нижегородской области идет работа над разработкой собственного бренда, в чем мы оказываем посильную поддержку. «Народный» конкурс, в рамках которого предложить свои варианты «картинки» могли жители области, окончился ничем, после чего по инициативе губернатора Шанцева был создан экспертный совет, в который вхожу и я. Сейчас совет занимается выработкой принципов формирования бренда региона, что абсолютно логично. У области огромный потенциал, который надо представить в четко артикулированном виде.
От простого перечисления имеющихся ресурсов и достижений в регионе нужно переходить к их актуальному и акцентированному позиционированию и на собственных жителей, и на внешние аудитории.
Автор: Корр. Иван Гордеев