«У нижегородского ресторанного бизнеса хорошие перспективы»
27 июля 2012 года, 14:27
- Сергей Владимирович, насколько успешно, на Ваш взгляд, развивается ресторанный бизнес в Нижегородской области?
- Если сравнивать с Москвой, что мы любим делать, то, конечно, ресторанный бизнес у нас развит не так хорошо, как в столице. Даже если брать не абсолютное количество заведений общественного питания, а относительное. Тем не менее, мне кажется, что в Нижнем Новгороде ресторанный бизнес развит неплохо. В сравнении с началом 2000-х годов произошли огромные изменения: сегодня существует большое количество ресторанов, предлагающих кухни самых разных стран мира - как говорится, на любой вкус: итальянская, кавказская, японская…
Почему по сравнению с Москвой мы все-таки отстаем? Этому есть вполне объективные причины. Во-первых, уровень доходов населения Нижегородской области в среднем значительно ниже, чем в Москве. Поэтому гораздо меньшая часть населения Нижнего Новгорода, а тем более - Нижегородской области может позволить себе регулярные выходы в ресторан. Как известно, предложение не может превышать спрос - если это произойдет, то это неминуемо будет вести к разорению заведения. И бизнесмены, которые занимаются ресторанным бизнесом, это прекрасно понимают. Поэтому они и создают примерно такое количество объектов ресторанного бизнеса, которое будет востребовано.
За последние годы прирост объектов ресторанного бизнеса в Нижнем Новгороде невелик: открывается чуть больше заведений, нежели закрывается. Центр города сейчас насыщен всевозможными кафе, а развивать ресторанный бизнес вне центра гораздо сложнее. Заведения общественного питания, расположенные в спальных районах, должны быть рассчитаны на людей, которые живут в том или ином микрорайоне. Это особая специфика, которая, в первую очередь, должна учитывать доходы местных жителей, потому что специально в такие районы никто гулять не ездит. Для того, чтобы такие кафе и рестораны были посещаемы, они должна иметь определенную направленность. У нас, к сожалению, менталитет таков, что обычно люди, живущие в России, не ходят ужинать в рестораны. Все-таки привыкли мы к домашней еде. Поэтому культура семейных выходов в рестораны и кафе практически отсутствует.
- С какими проблемами сталкиваются представители сферы общественного питания?
- Проблемы у предприятий, занимающихся ресторанным бизнесом, схожи с теми проблемами, которые существуют в малом и среднем бизнесе России. Это, в первую очередь, высокая стоимость денег, т. е. большие проценты по кредитам, которые предоставляют банки. Это и отсутствие необходимой залоговой базы для того, чтобы получить кредит предприятиям среднего и малого бизнеса. Конечно, государством сейчас предпринимается довольно много усилий для того, чтобы развить эту сферу. В частности, во многих регионах России существуют такие организации, как Гарантийный фонд, которые предоставляют гарантии под кредиты малым предприятиям. Есть такой гарантийный фонд и в Нижегородской области и им, насколько мне известно, активно пользуются многие. Правда, он представляет 70% гарантийного объема средств, а 30% нужно своих. И это оказывается проблемой на сегодняшний день…
Если же говорить о высоких процентах по кредитам, то и здесь государством предпринимаются определенные меры для того, чтобы эти проценты снизить. В частности, сейчас через Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства, который создан Внешэкономбанком, реализуются финансовые программы для поддержки малого и среднего бизнеса. Этот банк использует государственные средства специально для поддержки малого и среднего предпринимательства. У них очень интересная программа, согласно которой предпринимателям предоставляются кредиты под 12,5%, что значительно ниже средней процентной ставки по кредиту для малого и среднего бизнеса.
Торгово-промышленная палата Нижегородской области активно сотрудничает с МСП Банком. Недавно к нам приезжали представители МСП Банка, которые проводили встречи с местными компаниями, где знакомили их со своим кредитными продуктами и рассказывали, как их можно получить. Эта презентация размещена на сайте ТПП региона, и все желающие могут ее посмотреть. Там же, кстати, размещены и названия банков-партнеров, которые работают в Нижегородской области и Нижнем Новгороде и сотрудничают с МСП Банком.
Еще одна проблема, которая возникает у представителей сферы общественного питания, - аренда помещений. На мой взгляд, арендные возможности в центре города во многом исчерпаны. В спальных районах помещения найти проще, но там кафе и рестораны менее востребованы… Это, конечно, сдерживает развитие ресторанного бизнеса. А высокая арендная плата в центре города влияет на цены. Хотя гости, приезжающие в Нижний Новгород из Москвы в восторге от наших кафе и ресторанов: они отмечают, при высоком качестве обслуживания и отличном приготовлении блюд цены здесь в несколько раз дешевле, чем в столице…
- Как ТПП помогает представителям малого и среднего бизнеса, занятым в сфере общественного питания?
- Так же, как и другим субъектам малого и среднего предпринимательства. Во-первых, мы регулярно проводим всевозможные встречи и круглые столы по развитию малого предпринимательства, по доступу к кредитно-финансовым ресурсам. Совместно с Правительством Нижегородской области организовываем встречи предпринимателей и рассказываем о тех мерах поддержки, которые применяются государством в качестве помощи в развитии МСП.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы у нижегородского ресторанного бизнеса?
- Хорошие перспективы. Люди всегда хотят вкусно поесть и хорошо отдохнуть. Ресторанный бизнес, сфера общественного питания будет развиваться, я в этом не сомневаюсь. Но это не будет лавинообразный процесс. Сегодня однозначно невозможно построить некое ресторанное заведение так, чтобы оно окупилось в течение короткого периода времени. Это объекты, которые окупаются в течение 5-7 лет, это объекты, которые строят не на сиюминутную выгоду, а с учетом стратегии развития того или иного направления бизнеса компании.
Автор: Корр. Елена Жаркова