ПятницаПт, 31 января 01:48 16+
Сейчас  °C
USD$ 98,01 EUR 102,78 ▲0,38

«В Нижнем Новгороде существует трепетное отношение к городской среде»

13 февраля 2013 года, 11:20

— Виктор Васильевич, как создавалась ваша архитектурная мастерская?

— Она была создана в 1989 году. До этого я успел поработать в Москве, защитил диссертацию, занимался новыми видами пространственных покрытий. Потом перешел на проектирование интерьеров. Нужно отметить, что эта деятельность подразумевала не просто отделку помещений, а вырабатывалась определенная концепция. Предусматривалось формирование внутреннего пространства по схеме присутствия экстерьера в интерьере. Первым нашим серьезным проектом в этой стилистике стал «Русский клуб», располагавшийся на пересечении улиц Ильинской и Малой Покровской. Нашу работу до сих пор можно видеть в этом здании, несмотря на то, что интерьеры исторически долго не живут. Можно сказать, что с этого момента началась активная деятельность нашей мастерской. В числе ведущих архитекторов необходимо отметить Зубкову Л.А., Зубкова И.В., Кропивянскую И.Е., Бубнову А.К., Чигарова Е.Л., Кузину И.Н.

— Сколько проектов удалось реализовать с того времени? Назовите наиболее известные.

— В общей сложности нами было выполнено свыше 100 проектов. Большая часть из них — жилые строения. Наши дома расположены на улицах Большая Покровская, Ошарская, Большая Печерская, Грузинская, Минина, Ванеева, Сусловой и т. д. Один из последних серьезных проектов — дом по улице Володарского. Сейчас на стадии постройки находятся 7 зданий. Из них четыре двадцатиэтажки возводятся в жилищном комплексе «Город Будущего» на пересечении улиц Ванеева и Рокоссовского.

Помимо этого, в списке наших работ есть как градостроительные, так и объекты общественного назначения. Из градостроительной тематики наиболее значимым является проектное предложение по реконструкции центра Москвы, связанное с преобразованием прирельсовых территорий. Эта работа была отмечена премией международного союза архитекторов. Среди объектов общественного назначения — торговые центры на Автозаводе, автосалоны на Комсомольском шоссе и проспекте Гагарина. Мы выполняли реконструкцию гостиницы «Нижегородская». Сейчас по улице Ульянова строится запроектированное нами административное здание. Также следует упомянуть проект реконструкции стадиона «Водник», подготовленный в 2007 году, но так и не реализованный.

— Почему его не реализовали?

— По экономическим причинам. Просчитали окупаемость проекта — оказалось, что срок будет слишком большим. К тому же, вскоре разразился мировой кризис…

— Какие крупные жилые комплексы, спроектированные вашей мастерской, должны появиться в Нижнем Новгороде с ближайшие годы?

— Сейчас строится жилой комплекс по улице Славянской в Нижегородском районе. В конце этого года должно начаться строительство большого комплекса по улице Касьянова в этом же районе. Инвестором и заказчиком выступает компания «Капитал-НН». Проект предусматривает строительство около 30 000 кв. м. жилья. Планируется, в частности, возвести два восьмиэтажных дома, два шестиэтажных, а также по одному 19- и 25-этажному дому. В ближайшее время проект должен выйти на экспертизу. С его реализацией микрорайон Верхние Печеры заметно расширится. Строительство займет 2−3 года.

— Известно, что вы занимались реконструкцией здания Ромодановского вокзала. Расскажите об этой работе подробнее.

— Это была очень непростая и кропотливая работа. Предстояло решить несколько задач. Прежде всего, нужно было сформировать объемно-пространственную инфраструктуру комплекса, поскольку вокзал представлял в плане П-образное здание, а по функции нового объекта требовалось перекрыть внутреннее дворовое пространство, создав единый комплекс. Мы справились с этой задачей. Дворовая территория исчезла, а новый пристрой удачно вписался в объект.

Далее следовало решить инженерные вопросы — по отоплению, вентиляции, электрике. Со всем этим мы также успешно справились.

Но больше всего переживаний возникало по фасадным работам. Требовалось выполнить их в едином стиле, учитывая, что со стороны дворовой части формировались новые фасады.

Старое здание было насыщено различными архитектурными элементами. Тут и колонны, и капители, и карнизы, и ниши — весь язык прежней архитектуры. Разрушенные части мы восстанавливали по аналогии с сохранившимися деталями. Приходилось тщательно обмерять все существующие объемные элементы и выполнять новые в больших масштабах.

Сложности также возникали при состыковке материалов, особенно витражей. Все выдерживалось в едином по цвету стиле.

Вариант ограждения предложили такой, чтобы оно не спорило со старой архитектурой вокзала. Получилось очень изящное ограждение комплекса. До мелочей продумали систему освещения внутреннего двора, а также систему загрузки. Был сделан большой арочный проем, который за счет архитектурного решения по масштабу не спорил с существующим масштабом здания. Для этого пришлось пристроить внушительный по размеру ризолит, куда заходит машина, в итоге загрузка проходит не на улице, а под навесом этого пристроя.

Все работы удалось выполнить в довольно короткий срок — в течение теплого периода года. Позднее за этот проект мы получили Бронзовый диплом на международном фестивале «Зодчество — 2005».

Хочется отметить, что новый владелец здания Владимир Крупнов очень бережно относится к истории. Он даже подарил мне в качестве сувенира кусок рельса, который демонтировали на старом вокзале. Примечательно, что металл этот очень высокого качества, коррозия его практически не затронула.

— Как вы оцениваете современную градостроительную политику в Нижнем Новгороде?

— В целом, оцениваю ее положительно. У нас есть утвержденный Генплан города, который не позволяет вести спонтанное строительство, как это делается в ряде крупных мегаполисов страны. В Нижнем Новгороде, на мой взгляд, существует трепетное отношение к городской среде. Мы стараемся сохранить существующий масштаб застройки. Инвесторы, например, не могут возвести в центре города здание высотой выше 6 этажей, если это не предусмотрено регламентом застройки, и это положительно сказывается на историческом облике.

Весьма серьезные требования предъявляются к проектированию. Проекты обязательно проходят необходимые согласования и общественное обсуждение. Нередко находятся противники застройки, но это нормально: ведь уплотнительная застройка не способствует комфорту нашей жизни.

Самая большая проблема в городе касается транспорта. Решить ее, к сожалению, в одночасье практически невозможно. Исторически улицы сложились в определенных габаритах, и соответствующие службы пристально следят за сохранностью памятников архитектуры. Градостроительная политика направлена на то, чтобы оставить исторические «красные линии» в прежнем виде, хотя иногда делаются попытки пересмотреть их расположение на отдельных участках.

Радует то, что сам город меняется. В центре Нижнего Новгорода сейчас создаются законченные — не побоюсь этого слова — ансамбли. Преобразуются многие улицы. При этом по масштабу все детально выдержано. Развитие идет в правильном русле.

Автор: Корр. Александр Михайлов

Картина дня
Рекомендуем
Спорт
Более 25 женских любительских футбольных команд создано в Нижегородской области
ИА «Время Н» познакомилось с особенностями нижегородского проекта «Футбольные мамы».
Общество
Правильные ответы и имена победителей этапа конкурса «Преобразившаяся история»
Следующее задание на конкурс будет опубликовано на сайте 4 февраля.
Эксклюзив
Специалисты работают над концепцией ревитализации квартала «Сименс и Гальске» в Нижнем Новгороде
Сейчас она находится на стадии уточнений.
Общество
«Русполимет» увеличил выпуск продукции в 2024 году
Глава компании подвел итоги года и рассказал о планах группы.