«Включение в региональный резерв управленческих кадров — выражение особого доверия губернатора»
11 октября 2011 года, 12:20
- Какое значение имеет институт резерва управленческих кадров для Нижегородской области?
- Данный институт является хорошим примером ротации и обновления власти в целом. Молодые люди могут подать заявку, попасть в резерв и после этого претендовать на то или иное место в государственной службе. Это дает людям надежду, шанс, возможность принимать участие в управлении собственным государством - это крайне важно. Программа правильная, она должна развиваться, модернизироваться. У меня нет полной статистики по всем резервистам, но я уверен, что там огромное количество молодых людей, которые заканчивают высшие учебные заведения. Это то, что нужно Нижегородской области.
- По каким критериям необходимо отбирать людей в резерв?
- Если мы говорим о модернизации государственного управления, то это происходит в контексте нового формата мышления. Люди, которые идут на государственную службу, - это люди, у которых превалируют идеологические ценности. Для них служение обществу приоритетнее над служением себе лично.
Вторым критерием является хорошее образование. Человек должен обладать высокой степенью обучаемости, быстротой ума. Государственная служба в плане документооборота, в плане работы с нормативными актами, законами, целевыми программами требует очень серьезной подготовки. Когда заходишь в популярные социальные сети, смотришь аккаунт 20-ти летних молодых людей и видишь в каждом слове по три грамматические ошибки, то сильно сомневаешься, что такой человек может попасть в резерв государственной службы. Знание русского языка, умение излагать мысли, наличие своей точки зрения показывает человека умного, с хорошим образованием. Такие люди нужны сейчас государству.
Третий важный момент - знание интернет технологий и средств современной коммуникации. Очень многие вопросы в нашем обществе сложно решить только потому, что людям трудно достучаться друг до друга и повлиять на принятие решений. Последний проект, связанный с электронным правительством, с единым порталом государственных услуг снимает и решает многие вопросы, на которые у людей при коммуникации с властью уходило много энергии и времени. Этот критерий - критерий будущего при госуправлении. Я согласен здесь с одним очень видным чиновником РФ, интернет не управляет Россией, но он существенно помогают оказывать государственные услуги населению. В этой ситуации, человек со знанием интернет технологий востребован в государственной власти.
- Стоит ли производить ротацию кадров в строго установленные временные сроки или нужно ориентироваться в первую очередь на конкретную задачу?
- Полагаю нужно производить ротацию кадров в связи с задачей, потому что задачи модернизации очень многосторонние и многогранные. На каждом этапе требуются люди с принципиально другим подходом. Хотя, казалось бы, в общем функции отдельных чиновников не меняются со временем и они постоянны. Например, всегда есть аппарат правительства, у которого есть задачи, техническое выполнение, которых он должен обеспечивать постоянно, есть кадровое управление, правовое управление - это просто специалисты своего дела. Здесь можно говорить о дифференцированном подходе - часть людей работает на постоянной основе, как это установлено законом, а остальные профильные министерства на приоритетные задачи государства. Например, у нас есть стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. Там прописаны базовые отрасли, которые должны развиваться до этого времени - черная металлургия, автопром, химическая промышленность и т. д. Есть этапы развития этих отраслей - базовый, например, оформление проектной документации, этап начала строительства, этап разработки маркетинговой стратегии и т. д. На каждом из этапов, чиновники, казалось бы, имеют к этому опосредованное отношение, однако профильные министерства впрямую задействованы в этом вопросе. Под стратегию 2020 года формируется сейчас аппарат, но как только задачи меняются, наступает новый этап в стратегии или появляются новые вводные данные, то должна происходить ротация кадров.
- Вы сами попали в резерв управленческих кадров весной этого года. Как это отразилось на Вашей карьере?
- Мне кажется, включение в такой резерв - это выражение доверия со стороны людей, принимающих решение, со стороны губернатора. Для меня это имеет огромное значение. Я начал понимать то, что моя работа востребована. Для меня это сигнал работать еще лучше, дополнительный стимул, дополнительная мотивация. Конечно, теперь я должен с удвоенной энергией заниматься своей работой.
- Существуют ли в нашем регионе институты, которые обеспечивают своевременное пополнение в резерва управленческих кадров?
- Есть такие институты. Здесь говорить о том есть разные уровни подготовки кадров для резерва. Как в жизни - начальная школа, средняя школа и институт. Начальной школой для государственного управления является целый ряд общественных объединений и организаций, которые занимаются общественно политическими вопросами - российский союз молодежи, «Молодая гвардия Единой России» и др. На следующем этапе сейчас появилась неплохая школа и мы принимали в этом непосредственное участие - молодежный парламент. 47 молодежных палат функционирует на территории Нижегородской области, второй созыв работает сейчас при ЗакСобрании. Для меня этот проект больше образовательный, это хорошая школа. Люди проходят колоссальный опыт, получают навыки работы с госслужащими различных уровней, с документами, с законами, с целевыми программами. Они проникают в суть принятия решений. Люди после парламентской школы - специалисты для резерва второго уровня, они более подготовлены. Кроме того, что они потенциально готовы, как например члены молодежных организаций, они еще и получили опыт и навыки работы в государственном управлении. Но здесь не хватает еще третьего звена. Оно должно появится в регионе, или, по крайней мере, интуитивно чувствую, что ему есть место здесь. Было не плохо, если бы из этой среды перспективной молодежи выделялась сотня наиболее активных людей. Это сотня проходила бы не только образовательные тренинги. У нас и так есть ВВАГС, университет имени Лобачевского, которые готовят профильных управленцев. Эта сотня была бы реально интегрирована в органы муниципальной власти. Я полагаю, что главной проблемой кадровой системе сейчас является муниципальный уровень. Там не хватает людей, которые из депрессивных районов сделают инвестиционно привлекательные, из потенциально туристических районов сделают реально посещаемые. Было бы здорово выделить сто лучший молодых людей и на какой-то период времени направить их на работу в муниципалитеты. После того как они пробудут там, их можно рассматривать в качестве резерва, например, на региональном уровне. Это был бы прорыв, который существенным образом освежил бы резерв, модернизировал его.
Автор: Корр. Никита Дедков