«Вопрос мотивации в творчестве передо мной никогда не стоял»
12 октября 2011 года, 11:31
- Что особенного увидят сегодня на вашем концерте зрители, чем он будет необычен?
- Сразу хочу сказать, что этот концерт будет не таким, как наш предыдущий концерт здесь, в Нижнем Новгороде, который мы отыграли в рамках нашего юбилейного тура. Там был другой набор песен, которым мы, в первую очередь, хотели показать эволюцию нашего коллектива. Вы этот раз вы увидите, можно сказать, другую группу. Мы выступим в пижамах, спустившись на сцену на облаках, которые будут частью декораций.
- Вы помните ваш первый концерт в городе Горький? Каким он был?
- Кажется, это происходило где-то неподалеку от места, где мы сейчас с вами находимся (ул. Блохиной -прим.). Это был сборный концерт в «красном уголке» одного учреждения. Нам дали комнату на одном из этажей, где до концерта мы буквально спали, а потом, часов в 5 утра, нас разбудили, сказав, что пришла наша очередь. Мы пришли в «красный уголок» и выяснили, что там тоже все спят. Но нам удалось растормошить зрителей, выступление прошло успешно.
Еще из тех времен приходит на память знакомство с Сергеем Чиграковым, который вскоре после этого переехал в Петербург и стал там писать первый альбом «ЧИЖа».
- Какие у вас отношения с нашими земляками - группой «UMA2RMAH»? Как относитесь к их творчеству?
- Они хорошие ребята, у нас с ними было пару совместных туров, пусть и совсем небольших. А еще у братьев Кристовских есть компрометирующее видео с моим участием, снятое на праздновании моего Дня рождения. С утра я ничего не помнил про события вчерашнего дня. Потом мне показали это видео, где и было запечатлено все, что было накануне. У меня в жизни было всего 4-5 случаев, когда я не помнил, что было накануне. И это как раз один из тех случаев.
- Какая музыка звучит у вас дома?
- Вообще-то я меломан, дома у меня более 2000 виниловых пластинок. Часто обращаюсь к Дэвиду Боуи, слушаю так называемую классику рока. Не понимая ни слова, с удовольствием слушаю Боба Дилана. Слушаю и современную музыку, но удивительным образом даже то, что понравилось, со временем отпадает, и скажем, через год его уже нет желания слушать. Из молодых артистов отклик в моем сердце нашел только Beck (американский исполнитель - прим.), все работы которого вызывают у меня интерес.
Что до чтения, то в плохих условиях стараюсь не читать, чтобы не испортить зрение, а хороших почти и не бывает, так что выручают аудиокниги. С их помощью восполняю те пробелы в знании литературы, которые образовались еще в детстве, или вспоминаю то, что читал когда-то, но уже успел забыть. Так, например, недавно слушал ранние рассказы Борхеса, которые нравились в детстве, и сейчас они не произвели такого эффекта.
Зато очень понравились воспоминания Александра Ширвиндта, его узнаваемая интонация, с которой он рассказывает о событиях своей жизни, разных забавных ситуациях.
- Как вы относитесь к идее объединения России, Казахстана и Белоруссии или даже воссоединению СССР?
- Насколько мне сейчас представляется, СССР был некоей предтечей Евросоюза. Там был единый язык, единые границы, единая валюта. Если лишить эту структуру идеологической составляющей и такого понятия, как «правящая партия», то это очень походит на то, что пытаются, не так успешно, правда, построить в Европе. Я не так силен в геополитике и поэтому попросту не знаю, что происходят в тех же Казахстане или Белоруссии. Хотя мы и бываем там с концертами, но очень поверхностно знаем, чем там живут обычные люди. Мне вообще кажется, что в таких случаях, когда дело касается всей нации, то решать должен в первую очередь сам народ. Проводятся же в таких случаях референдумы или подобные мероприятия.
- А если все же говорить об объединении всего СССР?
- Союза Советских Социалистических Республик? Очень надеюсь, что не доживу до этого момента.
- Не собираетесь ли вы каким-то активным образом принять участие в предвыборной кампании в Госдуму, встать под знамена одной из партий?
- Ситуация такова, что сейчас уже созрело желание пойти на выборы и обозначить свою позицию. Может быть, какие-нибудь умные люди придумают, как это можно сделать. Ведь просто не пойти на выборы - это не сказать ничего, разорванную бюллетень могут заменить другой, так что пока окончательно я для себя ничего не решил.
Что касается нынешних выборов, то буквально месяц назад у нашего менеджера был контакт с представителями одной из политических партий, причем намерения у них были весьма серьезные: речь шла не о том, чтобы отыграть концерт за деньги в поддержку партии, а о полноценном в нее вступлении. Однако разговор получился тогда очень коротким, потому что наш менеджер просто сам за меня ответил отказом, сделав абсолютно верно.
Ну, а если вы имеете заявление, якобы сделанное мной и Андреем Макаревичем, о том, что мы не поддерживаем тандем, то здесь просто были неверно истолкованы мои слова, сказанные в телефонном интервью для «Радио Свобода». Там меня спросили, пошли бы мы сейчас играть на Красную площадь, как сделали в тот день, когда в прошлый раз проходили президентские выборы и победил Медведев. Я сказал, что нет, не пошли бы. Но где тут отказ от поддержки тандема, когда и в прошлый мы играли не в поддержку Медведева, а играли в честь дня выборов? Когда у нас в России выборы, то всегда проходят и концерты, в этом нет ничего такого. Но заголовок в итоге гласил, что мы отказываемся поддерживать тандем. Мне даже и неловко думать, что Дмитрий Анатольевич, будучи активным блоггером, может это прочитать и продумать, что я такое действительно сказал.
- Вы были в числе известных музыкантов, которые откликнулись на предложение Дмитрия Медведева встретиться и побеседовать в неформальной обстановке. Почему вы решили туда пойти?
- Знаете, пошел, потому что действительно было интересно, и по итогам того разговора Президент произвел на меня благоприятное впечатление. Получилось так, что мне сначала позвонил Вадим Самойлов и рассказал о возможности встречи, сказал, кто должен туда прийти. Потом я позвонил Гребенщикову, с которым мы часто обсуждаем важные для нас обоих темы, потому что я очень уважаю этого человека, и он тоже высказался в том духе, что не против пойти на эту встречу. Потом все развивалось достаточно стремительно. Было буквально два звонка из администрации Президента. Спрашивали, приду ли я, и принесу ли инструмент. Я был без гитары. Ну, а сама встреча обошлась абсолютно без всякой пошлятины вроде сценария или чего-то такого. Никто не говорил, что надо говорить или как надо двигаться, все было естественно.
- Почему туда не позвали Шевчука?
- Вопрос не по адресу, но я думаю, он бы туда и не пошел. Хотя, кто знает, может, его и звали.
- Всемирная организация здравоохранения официально признала любовь психическим заболеванием, длящимся 3-4 года. Как вы, автор немалого количества любовных баллад, относитесь к такому «открытию»?
- У меня контакт с этой организацией, они даже хотели сделать меня кем-то вроде своего посла на территории СНГ, однако дело закончилось тихим скандалом, который они предпочли замять. А вообще, я вам скажу, это очень мутная контора.
- В ваше время процветал глэм-рок. Как вы относились к такому имиджу, не пытались ли встать под его знамена?
- Если вспомнить, ранние концерты, то наш имидж был все-таки в некотором роде глэмовым, пусть мы и обходились без цветных лосин. Я, например, выходил на сцену в дедушкиной шинели, в которой он пришел с войны. Владимир Бегунов был в кедах, гетрах, обрезанных джинсах, чего себе тогда никто не позволял. На теле у него была майка-алкоголичка, которую сейчас называют «майкой имени Димы Билана». А однажды он повесил ее на лампу в номере, потому что там было слишком светло, и таким образом получилось что-то вроде торшера. Она в результате прогорела насквозь, но он все равно долгое время еще в ней выступал. Ну, а Антон Нифантьев, наш бывший бас-гитарист, надевал только манишку и манжеты. Знаете, чулки, высокие каблуки нас никогда не прельщали. Имеется в виду - на себе. А на женщинах - так пожалуйста, очень нравится.
- Какой период в жизни группы были самым сложным, какой - самым простым?
- На самом деле, нынешний период можно назвать очень светлым, потому что кажется, что мы уже пережили все возможные потрясения. Разногласия и проблемы внутри коллектива остались позади. Сейчас мы как одна большая семья, поэтому даже и праздники отмечаем вместе, со всеми нашими родственниками. Ну, а самый сложный период был году в 1990-м, когда мы на некоторое время фактически перестали существовать как группа. Но как-то достаточно быстро у меня появились, по-моему, 4 новые песни. Я показал их Бегунову, нашему гитаристу, и мы решили попробовать все сначала. Так вскоре мы и приступили к записи альбома «Давай вернемся».
- Как относитесь к использованию на концертах современных технологий? От вас этого не требуют?
- В таких случаях у меня встает вопрос: вам, как зрителям, этого действительно хочется? Сейчас, конечно, публика привыкла к тому, что ее хотят чем-то удивить, но сомнительно, что кому-то надо, чтобы мы выходили на сцену с компьютером, чтобы были современные звуковые «подложки» или чтобы мы делали «скрэтчи» на вертушке. Вряд ли получится хорошо. Также вряд ли получится сочинить хороший рэп-текст. Я могу складывать слова во фразы, но в голове не приемлю такого способа сложения, как рэп, потому что там слишком много слов. Вот недавно был на концерте Ноггано, он действительно хороший, мощный артист. Все было здорово, но я смотрел и не понимал - зачем этот большой мужчина так много говорит? При этом я не говорю, что было плохо, отнюдь. Все было отлично.
- Недавно Макаревич был у нас и сказал, что «музыка сдохла», потому что теперь можно все скачать из Интернета, и писать новое смысла нет. Это действительно так?
- Для меня в творчестве никогда не стоит вопрос мотивации, что есть вопрос, зачем я это делаю. Я пишу просто пишу, потому что пишу. Хотя Интернет, конечно, поменял ситуацию в этой сфере, и теперь даже серьезные фирмы с огромными каталогами попросту не знают, что делать дальше. Ну, а для музыкантов, особенно отечественных, мало что поменялось. Просто раньше нам доставалось 10% от продажи пластинки, а сейчас, может, 5%. Все остальное - это концерты. Сейчас мы не спеша записываем новый альбом - у себя на студии в перерывах между гастролями. Особо торопиться, ехать куда-то смысла мы не видим, да и что делать с будущим материалом, тоже пока не знаем. Как запишем-сведем, так и решим.
- Часто приходится играть на частных вечеринках?
- Да, у нас достаточно часто бывают такие выступления, мы не видим в этом ничего сверхъестественного. Иногда нас приглашают на вечеринки в известные IT-компании. Там, как правило, хорошая аппаратура, и видно, что люди действительно любят музыку и готовы вкладывать хорошие деньги, чтобы получить от музыки удовольствие.
Или есть еще одна компания, которая мне очень нравится. Это несколько мужчин уже в возрасте, которые раз в год складываются и приглашают группу «Чайф» для них поиграть. Я не знаю, чем они занимаются, мы с ними не выпивали и вообще стараемся держать дистанцию в таких случаях, не допускать панибратства. У них всех очень дорогие часы, они хорошо одеты, но при этом они поют все наши песни от начала до конца, срывают с себя галстуки и вообще веселятся на полную, окунаясь в атмосферу своей молодости. Мне доставляет большое удовольствие для них играть.
- Вы общаетесь с друзьями в Интернете?
- Я не зарегистрирован ни в одной сети и даже не знаю, как туда входить. Все-таки у меня есть возможность говорить что-то людям на сцене, и я думаю, что это правильный способ. В то же время Бегунов зарегистрирован везде, где только можно и, видимо, ведет там очень ожесточенные баталии: когда он приходит на репетиции, его иногда после этого аж колотит.
- И последний вопрос: какие у вас самые яркие воспоминания, связанные с Нижним Новгородом, нашей областью?
- Конечно, немало хорошего помню про наши походы под эгидой «Рок чистой воды», которые во многом рождались именно здесь, с помощью и при технической поддержке нижегородцев. Еще один момент, про который очень хочется рассказать, случился этой весной. Обычно в это время мы играем концерты под названием «Грачи прилетели» и в их рамках собираем средства на решение какой-либо важной социальной проблемы. В этом году решили помочь одному нашему отдаленному детскому дому с транспортом, потому что их автомобиль просто вышел из строя. Мы были в этом детском доме, там очень хорошие дети, и по всем параметрам, а требований к этой машине было очень много, подходила «ГАЗель». Мы выбрали самую удобную комплектацию, и вдруг завод «ГАЗ» сам на нас вышел, еще и предложив скидку в 200 тысяч. В итоге у нас оказалась такая оранжевая машина, которую мы еще и расписали особенным образом, ее сейчас издалека видно на трассе. Ну, а наши друзья установили там хорошую звуковую аппаратуру, так что радости детей просто не было предела.
Детям действительно надо бывать и в театре, и в цирке, и в зоопарке, поэтому эта машина была для них необходима. Ну, а нам она обошлась куда дешевле, чем предполагалось. Нам удалось собрать миллион рублей, но благодаря предоставленной скидке мы еще поставили в садик дизель-генератор, сменили оставшиеся деревянные рамы в окнах на пластиковые, ну и еще 150 тысяч рублей осталось садику на новогодние праздники. Еще раз при этом хочу поблагодарить Горьковский автомобильный завод, который вышел на нас сам, мы его ни о чем таком не просили.
Автор: Корр. Иван Гордеев