Сотрудники Ветлужского музея могут указать только место, где родился Василий Розанов. Больше от писателя в городе ничего не сохранилось
13 августа 2004 года, 15:43
Нижний Новгород. РИА «Кремль». 13 августа (корр. Т. Юхманова) — В Выксунском краеведческом музее храниться документ, в котором указано место расположения дома, в котором родился известный писатель, философ, публицист Василий Розанов. Об этом корреспонденту РИА «Кремль» сообщила научный сотрудник Ветлужского краеведческого музея Марина Уренцева.
Марина Уренцева напомнила, что Василий Розанов родился в Ветлуге в 1856 году. Известно, что прадед Розанова был священнослужителем. После смерти отца семья переехала в Кострому к брату матери. Розанову тогда было 5 лет.
На месте, где находился дом Розановых, сейчас тоже стоит жилой деревянный дом. Но точно сказать, в нем ли родился писатель, Марина Уренцева затрудняется, объясняя это тем, что в 1890 году в Ветлуге случился большой пожар, который мог уничтожить историческое здание.
Марина Уренцева так же рассказала, что в церкви, где крестили Василия Розанова, в одной книге была запись об этом. Но сейчас нахождение этой книги неизвестно. В музее есть экспозиция, посвященная писателю, но собрана она по чужим материалам, добавила М. Уренцева.
СПРАВКА: Василий Васильевич Розанов — современный философ, публицист и критик. Окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии. с 1893 года служил в центральном управлении государственного контроля.
Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Розанов (1886 год) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. По его теории, все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Кроме того, Розанов дал всестороннюю критику утилитаризма.
Большое внимание Василий Розанов посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. Он выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Розанова о браке были поворотным пунктом в этом отношении. Некоторые его высказывания изумили как единомышленников, так и противников писателя. (По его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий поражает неожиданными параллелями и взглядами. Василий Розанов подверг критике строй школы и воспитания того времени. Он писал, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, принцип целости, принцип единства.