ПонедельникПн, 2 декабря 17:30 16+
Сейчас  °C
USD$ 107,74 EUR 114,31

«Триумф Времени и Разочарования»: оратория Генделя прозвучит в Нижнем Новгороде

23 сентября 2023 года, 10:36

Возрастное ограничение: 16+.

«Триумф Времени и Разочарования»: оратория Генделя прозвучит в Нижнем Новгороде

Фото: operann.ru/triumf-vremeni-i-razocharovaniya

Премьера оратории Георга Фридриха Генделя «Триумф Времени и Разочарования» состоится на сцене концертного зала «Пакгаузов» в Нижнем Новгороде 23 и 25 сентября. Эта совместная постановка Международного Дягилевского фестиваля и Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.

В ходе пресс-бранча, посвященного премьере, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Лариса Кириллина рассказала, что оратория как музыкальный жанр возникла в качестве альтернативы опере.

«В XVII — начале XVIII века Папы Римские относились к опере в основном критически. Когда молодой Гендель был в Риме, оперные постановки там были запрещены. Но петь в ролях и вести диалоги без костюмов и декораций все-таки можно было, по сути, это и есть оратория», — пояснила она.

В жизни Г. Ф. Генделя «Триумф Времени и Разочарования» было очень важным сочинением — оно бессюжетное, но с сильным внутренним драматическим наполнением. Режиссер-постановщик Елизавета Мороз призналась, что изначально у нее была борьба с этим материалом.

«В нем есть аллегорические фигуры — Красота, Разочарование, Наслаждение и Время, которые на протяжении всего произведения ведут философскую беседу. Моей задачей было визуализировать философию, что практически невозможно. Нужно было придумать некую историю, которая помогла бы философские изыски обрамить во что-то более понятное людям. Здесь Красота более приближена к человеку. Мне хотелось, чтобы у зрителей сложилось впечатление, что этот спектакль про него», — сказала она, добавив, что это сложный спектакль, поставленный в агрессивной визуальной манере.

В свою очередь, Андрей Немзер, солист хора musicAeterna, контратенор, исполнитель партии Разочарования, считает, что это очень интенсивная и тяжелая постановка в физическом плане.

«На протяжении двух отделений все артисты находятся на сцене, где происходит непрерывное действие. Ты все время проводишь в творческом драйве и тебя не выбрасывает из этого процесса», — сказал он.

Говоря о своей роли, солист подчеркнул, что старался примерить ее на какое-то конкретное физическое тело, то есть представить определенный типаж человека.

«Для меня Разочарование, если бы я встретился с ним в жизни лицом к лицу, это был бы интровертный человек, который сидит в комнате, пьет вино, думает о вечном, вспоминает светлое прошлое и надеется на такое же будущее, но живет в настоящем, которое его разочаровывает», — поделился своим видением данного образа Андрей Немзер.

Дирижер-постановщик Дмитрий Синьковский сообщил, что постановка оратории Генделя является для оркестра театра образовательным проектом, потому что многие его музыканты не сталкивались ранее с барочной музыкой.

Коллектив провел феноменальный объем работы, так как в этом спектакле оркестр полностью представлен на исторических инструментах. В частности, Синьковский отметил гобоистов, которым пришлось практически заново учиться игре на музыкальном инструменте.

«Больше месяца они были освобождены от других проектов для того, чтобы научиться играть на барочном гобое. Когда даже самый виртуозный гобоист берет в руки эту дудку, он понимает, что это не то же самое и ее нельзя сравнить с современным гобоем», — подчеркнул дирижер.

Также в постановке будут задействованы приглашенные музыканты, которые сыграют на теорбе и барочной гитаре, а сам Дмитрий Синьковский возьмет в руки скрипку.

«В Нижегородском театре оперы и балета оратория Генделя ставится впервые. Спектакль нужно и слушать, и смотреть очень внимательно, не отвлекаясь, чтобы не потерять потом важные составляющие. Надеюсь, что зрители получат огромное удовольствие от просмотра», — сказал художественный руководитель театра Алексей Трифонов.

«Всем пришедшим на премьеру рекомендую довериться авторам спектакля и самой музыке, погрузиться в нее и наслаждаться», — резюмировала Лариса Кириллина.

Добавим, что оратория Генделя «Триумф Времени и Разочарования» войдет в постоянный репертуар Нижегородского театра оперы и балета, следующие показы спектакля планируются весной 2024 года.

Напомним, на днях в Нижегородском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Изергиль», которая открыла 226-й сезон.

Справка

Георг Фридрих Гендель (1685−1759) — один из титанов позднего Барокко, был прирожденным драматургом. Он создал более 40 итальянских опер, которые успешно ставились в Гамбурге, Венеции и Лондоне. Когда Гендель завершил оперную карьеру, он переключился на жанр английской оратории. Оратории стали прямым продолжением его музыкального театра, хотя при жизни композитора они исполнялись без костюмов и декораций. Церковь запрещала инсценировки сюжетов Священного писания, которые часто использовались в произведениях Генделя.

В XX веке ограничения были сняты, и многие драматические оратории Генделя ставятся ныне в театрах как настоящие оперы. Более того, внимание режиссеров привлекают и те оратории, в которых персонажи либо совсем отсутствуют, либо представляют собой аллегорические фигуры.

Один из любимых объектов сценических интерпретаций современных режиссеров — «Триумф Времени и Разочарования». Первую свою ораторию Гендель написал в 1707 году в Риме на итальянский текст кардинала Бенедетто Памфили. Уже в Лондоне, через много лет после премьеры Гендель дважды редактировал ораторию, ставшую в новом варианте его последним произведением.

Автор: Ольга Ковалева

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем