Нижегородский театр «Преображение»: камерная атмосфера, работа режиссера и новый спектакль
25 сентября 2023 года, 17:42
Сотрудники театра рассказали о премьерном спектакле.
«Преображение» — единственный в Нижегородской области профессиональный театр, развивающий жанр музыкально-пластической драмы. 21 октября в театре состоится премьера комедии «Игроки» (12+) по пьесе Н.В. Гоголя. Корреспондент ИА «Время Н» пообщался с режиссером Алексеем Пятаковым и руководителем литературно-драматургической части Татьяной Демидовой о премьерном спектакле, постановочном процессе и творческих планах.
Справка
Театр находится в жилом доме, который является объектом культурного наследия регионального значения. Он был построен в 1956 году в стиле неоклассицизм. Проект архитектора Леонида Нифонтова, по которому строилось здание, сочетал в себе жилую постройку и кинотеатр.
- Чем интересен театр «Преображение»?
- Татьяна Демидова: «Преображение» развивается как универсальный театр. У нас есть и пластические, и драматические, и детские, и взрослые спектакли. Причем встречаются самые разные жанры: драма, комедия, музыкально-пластическая мелодрама и даже фантасмагория. Пластические спектакли — неотъемлемая часть нашего репертуара. Средством выразительности в них служит язык тела. Для понимания смысла происходящего на сцене не нужны слова. Есть некоторое предубеждение относительно того, что пластический спектакль сложнее воспринимать, но у нас все легко считывается.
- Как в «Преображении» формируется репертуар?
- Татьяна Демидова: Важно, чтобы спектакль был интересен зрителю, говорил с ним о животрепещущих и в то же время вечных темах. У нас многие спектакли идут по «Пушкинской карте», поэтому мы ориентируемся, в том числе и на эту возрастную категорию. Репертуар обновляется по мере необходимости, в год мы выпускаем в среднем четыре спектакля. Старые постановки со временем уходят, но есть и «долгожители». Например, «Жизнь в стиле танго» (16+) и «Мечты с поправкою на жизнь» (12+) остаются в репертуаре больше десяти лет.
- 21 октября в театре премьера. Как появилась идея поставить «Игроков» по Гоголю?
- Алексей Пятаков: Я искал пьесу для постановки, наткнулся на «Игроков» Гоголя, вдохновился и решил поставить спектакль.
- Какой Гоголь для вас?
- Алексей Пятаков: Такой же великий, как и все наши классики, потому что он внес большой вклад в развитие культуры, литературы, оказал влияние на театр. Как и все классики, он поднимает вечные темы. Читая Гоголя, мы познаем их, что-то исправляем в себе, и жизнь становится легче.
- Этот спектакль будет чем-то отличатся от других постановок «Преображения»?
- Алексей Пятаков: Я никогда не ставлю спектакли, которые чем-то отличаются специально. Но, конечно, есть стиль художника. Наверное, и мои спектакли чем-то похожи друг на друга.
Татьяна Демидова: Любой спектакль всегда имеет свое лицо. Постановки отличаются литературной основой, визуальным оформлением, режиссерскими ходами. - Как проходит подготовка к премьере спектакля и как много времени она занимает?
- Алексей Пятаков: Подготовка занимает обычно несколько месяцев. Она включает в себя читки, репетиции, работу с художниками по костюмам и по сценографии. Потом все это складывается и получается спектакль. «Игроков» мы готовим около 2,5 месяцев.
- Режиссер контролирует все стороны создания спектакля: и работу со светом, и оформление костюмов, и создание декораций?
- Алексей Пятаков: Я всегда за совместное творчество. У меня есть концепция, а у художников по свету, по костюмам, по сценографии есть свое видение. Я им показываю свою задумку, они ее воспринимают и реализуют по-своему. Могу попросить что-то поправить только тогда, когда это необходимо, но я не буду, например, говорить, какую ткань для костюма подобрать. Это работа художников. Мое творчество — работа с актерами, чтобы они воспроизвели то, что я хочу увидеть на сцене.
- Для какой аудитории поставлен спектакль «Игроки»?
- Алексей Пятаков: Любому человеку в сознательном возрасте было бы полезно познакомиться с этим произведением. Это не только история о том, что азартные игры опасны. Карты можно было бы заменить на все, что угодно. Дело в человеческих пороках, которые никуда не делись. Жажда власти, богатства, тщеславие, лицемерие были у людей, есть и будут. А мы показываем это и надеемся, что зритель сделает для себя определенные выводы.
- Как происходит взаимодействие со зрителями?
- Татьяна Демидова: В «Преображении» очень теплая камерная атмосфера, постоянных зрителей мы знаем в лицо. Зал у нас небольшой, всего семь рядов. Между актерами и аудиторией маленькое расстояние, это способствует большему погружению зрителей в спектакль. У нас даже есть детская интерактивная постановка — «Однажды в каникулы» (0+). Во время этого спектакля артисты спускаются в зал, а ребят могут вызвать на сцену. Это пластическая постановка, там практически нет слов, но малышам она очень понятна.
- Какие у вас есть творческие планы?
- Алексей Пятаков: После «Игроков» сразу приступим к работе над новогодним спектаклем. Будем ставить сказку для детей про дракона (0+), так как это символ 2024 года.
Автор: Ксения Лашкова