Нижегородцев приглашают на премьеру современного балета для всей семьи «Золотой ключик»
30 ноября 2023 года, 08:06
Возрастное ограничение: 6+.
Премьерные показы балета «Золотой ключик» М.С. Вайнберга пройдут в Нижегородском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина 30 ноября, 1, 2 и 3 декабря.
В 1936 году русский писатель Алексей Толстой сделал литературную обработку сказки своего итальянского коллеги Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», превратив ее в веселую повесть. Первым хореографическим воплощением истории про озорного мальчишку Буратино стал написанный в 1955 году балет Мечислава Вайнберга.
В ходе пресс-конференции, посвященной премьере, художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов подчеркнул, что подготовка нового балета заняла больше года.
«Мы провели огромную работу, поскольку долго искали нотный материал; пришлось восстанавливать из небытия партитуру Вайнберга. При обсуждении либретто мы руководствовались тем, чтобы сюжет приключений Буратино хорошо ложился на музыку, было понимание у зрителей сцен, которые вытекают одна за другой, и конечно же, чтобы в спектакле нашли отражение основные жизненные ценности, такие как дружба, тяга к знаниям и противостояние злу. В результате у нас получилось уникальное произведение», — рассказал худрук театра.
Современную историю про Буратино и его друзей создал хореограф-постановщик и автор либретто Алессандро Каггеджи, который уже знаком нижегородской публике (ранее он поставил первый из четырех балетов «Терезин-квартет» (12+) на музыку Павла Хааса — прим. ред.). Он признался, что хотел создать «Золотой ключик», который привлечет не только детей, но и взрослых.
«Я бы скорее назвал этот балет „семейным“. Спектакль будет очень красочным, сказочным, но в то же время современным, заставляющим задуматься. Для меня одна из главных тем — это свобода, которую каждый из нас ищет в своей жизни. Если мы можем слушать, любить и доверять друг другу, то мечта о ней становится реальностью», — заметил хореограф-постановщик.
По словам Алексея Трифонова, хореографический язык у Алессандро Каггеджи, с одной стороны, доступен для широкой публики, с другой — он ставит высокие художественные и технические задачи перед балетной труппой.
«„Золотой ключик“ — классический балет XXI века с элементами современной хореографии. Рад, что ребята готовы к самому высокому уровню сложности и чистоты выполнения элементов, который я от них требую. Они танцуют на высочайшем уровне. При этом умеют слушать и могут идти вместе в одном направлении, что является мечтой для хореографа-постановщика», — рассказал Алессандро Каггеджи.
Интересно, что балет, несмотря на то, что основан на сказке Толстого, создан для поколения digital natives, существующего в мире гаджетов и технологий.
«В спектакле задействованы современные технологии. Например, Буратино вместо азбуки получает планшет. Сделано это для того, чтобы история была понятна детям нашего времени. Считаю, что сегодня необходимо делать свежий взгляд на классику, потому что не нужно путать театр с музеем. Да, мы сохраняем классическое наследие, но в то же время его обновляем, так как это важно для артистов и зрителей», — подчеркнул Алессандро Каггеджи.
По мнению дирижера-постановщика, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Федора Леднева, музыка Вайнберга прекрасно подходит для современного балета.
«В ней я выделяю темповое мышление, которое приводит к смешению звуков и тембров и оригинальной оркестровке. Еще важная черта Вайнберга — яркий мелодизм. Если говорить о работе с оркестром, рад, что все музыканты заинтересованы в этом материале, и у них очень теплое отношение к нему», — сказал дирижер Леднев.
Добавим, что постановка этого произведения в Нижегородском театре оперы и балета станет первой в истории культурного учреждения.
«Мы знаем, что зрители давно ждали большой детской премьеры, и, вот, мы готовы порадовать юных поклонников балета масштабной, яркой и мудрой постановкой, в которой театральная эстетика соединяется с инновационными технологиями компьютерного мира», — резюмировала директор Нижегородского театра оперы и балета Татьяна Маврина.
Ранее Нижегородский театр оперы и балета получил награду VIII Национальной премии «Онегин».
Автор: Ольга Ковалева