В Нижегородском оперном театре состоятся гастроли Московского классического балета
12 февраля 2024 года, 08:27
Гастрольные спектакли пройдут 19−21 февраля в рамках программы «Большие гастроли».
19−21 февраля на сцене Нижегородского государственного театра оперы и балета в рамках федеральной программы «Большие гастроли» состоятся гастроли Государственного академического театра классического балета (ГАТКБ) Наталии Касаткиной и Владимира Василева, также известный как Московский классический балет. Об этом сообщили в министерстве культуры Нижегородской области.
В рамках гастрольных выступлений Московский классический балет покажет в Нижнем Новгороде три своих канонических спектакля на музыку современных русских композиторов: «Ромео и Джульетта» (12+) и «Золушка» (6+) на музыку Сергея Прокофьева, а также «Сотворение мира» (16+) Андрея Петрова.
Большие гастроли приурочены к 90-летию художественного руководителя и главного балетмейстера Московского классического балета Наталии Касаткиной — народной артистки России, лауреата премии «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства, Государственной премии СССР и других наград.
«У нас всегда была двойная линия существования в балете — это классические спектакли и авторские, наши собственные. Классические в своей редакции мы обычно не трогаем — все так, как сделали наши предшественники. Это хореографические шедевры, мы все трепетно сохраняем и лишь проясняем драматургию для современного зрителя. Но самая главная линия — наши авторские балеты. Их в репертуаре более 30. Это наша гордость, наши любимые спектакли», — рассказывает Наталия Касаткина.
19 февраля на сцене Нижегородского оперного театра зрителям представят балет «Ромео и Джульетта». Премьера состоялась в 1971 году. В основе либретто — не классический перевод Пастернака, а подстрочник. Балетмейстеры отказались от традиционных для этого произведения приемов драмбалета, предполагающих яркие хореографические номера на фоне пантомимы, в пользу балета симфонического, когда даже линии второстепенных персонажей передаются танцем. Сам балет о борьбе двух кланов в его символической основе Василев и Касаткина назвали конфликтом двух эпох — готики и Возрождения, что нашло отражение в сценографии. И балетмейстеры не ошиблись в своем подходе — это доказала долгая жизнь «Ромео и Джульетты» на многих сценах по всему миру.
20 февраля нижегородская публика увидит «Золушку». В авторской версии балет Сергея Прокофьева обрел захватывающий, напряженный сюжет, новые элементы драматургии, яркую комедийную линию, и все — без искажения классического оригинала. В этой «Золушке» принц ищет свою любовь в Испании и на Камчатке, китайская принцесса владеет кунг-фу, принц Чукотки танцует с Золушкой характерный танец, шут веселит двор и зрителей невероятными па. Сценографию спектакля создал заслуженный художник России, художник-постановщик Большого театра Лев Солодовников. Красочные костюмы фей, придворных, гномов, мышей, заморских принцев и принцесс и, конечно, самих Золушки и Принца придумала заслуженный художник РФ Елизавета Дворкина. «Золушка» идет на разных сценах уже 30 лет. В спектакле исполняются знаменитые 32 фуэте — их станцует ведущая солистка ГАТКБ, лауреат международных конкурсов Галина Гармаш.
21 февраля театр покажет свой «флагманский» балет «Сотворение мира». Его поставили в 1971 году на сцене Мариинского (тогда — Кировского) театра. В главной роли Адама блистал Михаил Барышников. Балет на музыку Андрея Петрова и либретто Валентина Катаева стал буквально «открытием века» — позже его ставили на разных сценах еще как минимум 60 раз. В самом Мариинском театре постановка выдержала 120 представлений, после чего возглавила репертуар Московского классического балета. Это балет-космогония, сочетающий, казалось бы, несочетаемые элементы: глубокий философский смысл, главные вопросы бытия и юмор, классический танец и современную свободную пластику. Музыка Андрея Петрова очень самобытна — в ней сочетаются академическая музыка, джаз и рок. «Сотворение мира» по праву считается «хедлайнером» репертуара театра Касаткиной и Василева.