В нижегородском центре культуры «Рекорд» открылась выставка Евгении Гольцевой «Матра»
20 мая 2024 года, 18:09
В экспозиции представлено 11 работ в смешанной технике и 8 деревянных кукол.
В центре культуры «Рекорд» открылась выставка «Матра» (12+) нижегородского художника Евгении Гольцевой. В экспозиции представлено 19 работ: 11 — в смешанной технике (живопись) и 8 авторских кукол из дерева, которые напоминают привычные нам матрешки, сообщили в министерстве культуры Нижегородской области.
Нижегородский художник Евгения Гольцева разрабатывает качественно новый тип деревянной куклы — Матру, наделяя ее магическим смыслом. Матра вдохновлена матрешкой: автор сохраняет материал — липу, основы из которой также производятся на токарном станке. В отличие от матрешки, Матра не открывается, внутри нее содержится тайна, которая скрыта от глаза зрителя. Каждая кукла имеет свой уникальный дизайн. Каждая Матра Евгении Гольцевой — индивидуальность, впитавшая в себя многие культурные смыслы и образы мировой художественной культуры.
Архаические смыслы обрастают новым, современным контекстом. Изменяются цветовая гамма и принцип построения формы. В качестве рисунка используются геометрия, растительный орнамент, авангардный принт. Матры имеют свою классификацию: среди них есть олицетворяющие миры животных, растений, птиц, людей.
Первая Матра была создана два года назад. На сегодняшний день художницей разработано 80 форм Матр и создано около 300 готовых кукол.
«Если посмотреть на всех Матр, то перед нами развернется целое космическое пространство, наполненное художественными цитатами и аллюзиями на образы, созданные художниками разных эпох. Время, в котором существуют Матры, — настоящее, прошлое и будущее. Оно не линейное и не циклическое. Это время пространственное, когда все тождественно непрерывному бытию. Именно это ощущение создает концентрированная работа мысли художника», — говорит Евгения Гольцева:
Изобретение Евгении запатентовано и создано как ответ на современность, в которой массовое распространение и утилитарное предназначение так или иначе десакрализует значимость уже известного вида расписной деревянной куклы.
Также на выставке представлено 11 работ в смешанной технике. В живописи Евгении Гольцевой сохраняются растительные и анималистические мотивы. При этом женские образы выходят на первый план. Композиционные решения напоминают о влиянии примитивизма, постимпрессионизма и кубизма. Однако художница сосредотачивается на мифологических, сказочных, отчасти лубочных образах.
Каждая из картин богата разнообразием фактуры и глубиной цвета. За современными дизайнерскими одеяниями главных героев скрываются архетипические фигуры рода, материнства, единения, веры и духа. В названиях работ мифологические образы, порой иронически подсвечиваясь, переосмысляются в контексте современности, ее реалий.
Выставка продлится до 9 июня в фойе Центра культуры «Рекорд». Вход свободный.
Справка
Евгения Гольцева — художник, дизайнер. Родилась в Нижегородской области в 1979 году. Первое образование получила по специальности «Портной верхней мужской одежды». В 2002 закончила Нижегородскую архитектурно-строительную академию по специальности «Монументально-декоративного искусство». Во время учебы начала профессиональную деятельность как художник: работала художником-бутафором, изготовляла фрески и росписи в общественных, жилых заведениях.
С 2013 по 2023 годы — преподаватель кафедры искусств Нижегородской архитектурно-строительной академии по предмету «Живопись». С 2017 года — участник региональных, международных и персональных выставок в России. Работы находятся в частных коллекциях в России, Великобритании, Японии, Германии, Италии. Лауреат премии «Пандора» в номинации «Гений выставки» — «Искусство куклы» (Москва, 2023).
В прошлом году куклы нижегородской художницы украшали стенд региона на Международном экономическом форуме в Петербурге (ПМЭФ).