ЧетвергЧт, 5 декабря 03:09 16+
Сейчас  °C
USD$ 104,24 ▼-1,95 EUR 110,20 ▼-1,82

Нижегородская АЭС: ответы на вопросы местных жителей

31 августа 2009 года, 17:14 Тема: Нижегородская АЭС  

После появления информации о том, что рядом с селом Монаково может быть построена АЭС, у жителей близлежащих районов возникло множество вопросов. Специалисты ответили на самые популярные вопросы.

— Если решение о строительстве АЭС будет принято, будут ли расселять дома в самом Монаково и в тех населенных пунктах, которые находятся в 30-километровой зоне от будущей АЭС?

— На современных АЭС даже внутри самой станции радиационный фон не превышает того уровня, который, к примеру, излучает обычный деревянный дом. Поэтому, жилые дома, находящиеся в 30-километровой зоне сносить не будут, они останутся, и люди смогут там спокойно жить. Никому не придется покидать свои дома.

— Будет ли учитываться карстовый характер почв в районе строительства будущей АЭС?

— Это уже учтено. На протяжении целого года шла геологическая разведка и исследования, которые подтвердили, что в районе села Монаково есть подходящий участок с надежной почвой. В данном месте в грунте расположены глиняные своды толщиной более 50 метров. Эти своды защищают находящиеся ниже известняковые образования от вымывания и провалов. Геологи дали высокую оценку устойчивости почв в районе будущего строительства. Экспертизу проводили специалисты министерства по чрезвычайным ситуациям. Следует отметить, что изучение геологических условий площадки будет продолжено и на этапе проектирования, для принятия строительных решений адекватных геологическим условиям.

— Насколько надежны современные АЭС?

— В Навашинском районе планируется к постройке атомная станция по проекту «АЭС-2006». Эта станция сегодня признана мировыми экспертами как самая безопасная и надежная. Именно подобные станции строятся сейчас российскими специалистами в Иране и Индии, такая станция построена в Китае. На станциях этого типа используются водо-водяные реакторы, которые имеют высокий показатель внутренней самозащищенности. Так же стоит отметить, что Российская атомная энергетика является лидером по безопасности. В частности, по такому показателю, как внеплановая остановка реактора, мы опережаем даже мировых лидеров — французов.

Все инциденты на АЭС описываются специальной Международной шкалой INES, разработанной для того, чтобы специалисты могли понимать степень опасности события на станции. Согласно шкале «INES» с печально-известного 1986 года на Атомных электростанциях России не произошло ни одной серьезной аварии. Это подтверждается не только отечественными специалистами, но и представителями МАГАТЭ (международного агентства по атомной энергии).

— Нет ли угрозы загрязнения Оки с появлением АЭС в Монаково?

— В проекте Нижегородской АЭС из Оки будет забираться вода только для подпитки третьего контура, который используется для охлаждения конденсаторов турбин. Эта вода не контактирует с радиоактивными веществами. Нагретая вода охлаждается в специальных башнях — градирнях — и затем она вновь поступает на охлаждение конденсаторов турбин. Таким образом, станция не будет сбрасывать охлаждающую воду третьего контура обратно в Оку. Из Оки будет только добираться то количество воды, которое испарится в градирнях.

— Что это за большие трубы на АЭС, из которых идет дым? Опасен ли он для здоровья?

— Большие трубы — это охладительные башни — градирни. В них с большой высоты разбрызгивается вода, охлаждающая конденсаторы турбин, которая в процессе падения охлаждается потоком встречного воздуха. А тот «дым», который виден, — это обычный водяной пар, безвредный для человека.

— Правда ли что в Навашинском районе, со строительством АЭС, появится могильник для захоронения радиоактивных отходов?

— Нет ни одной российской АЭС, рядом с которой был бы ядерный могильник. Применительно ко всем российским АЭС действуют одни и те же правила: отработанное ядерное топливо несколько лет выдерживается в специальном хранилище на станции (где оно остывает), после чего оно запаковывается в спец-контейнер и уезжает на одно из предприятий Росатома, расположенных за Уралом, для переработки. Что касается перевозки, то до сих пор не было ни одного сколько-нибудь опасного инцидента, связанного с транспортировкой делящихся материалов на АЭС и обратно. Контейнеры рассчитаны на такие чудовищные нагрузки, что их без опаски перевозят самолетами. Технология перевозки отработана десятилетиями.

Поэтому ни о каком захоронении отработанного ядерного топлива в Навашинском районе, да и любом районе Нижегородской области речи быть не может, никакого «могильника радиоактивных отходов» рядом с АЭС строиться не будет.

— Влияет ли АЭС на здоровье?

— Для изучения состояния здоровья людей, работающих на АЭС и проживающих рядом, созданы специализированные медицинские службы (например Федеральное Медико-Биологическое Агентство — ФМБА). По данным ФМБА, среди населения городов-атомщиков показатель заболеваемости, например, злокачественными новообразованиями в 2007 году составляет 322,1 на 100 тысяч населения, по России этот показатель равен 333.

В городах, где работают АЭС, состояние здоровья у населения значительно лучше, чем в других населенных пунктах страны. Средняя продолжительность жизни работников атомной энергетики больше, чем в других отраслях. Это и понятно — уровень медицинского обслуживания в этой отрасли один из самых высоких.

— Следует ли ожидать понижения тарифов на электричество?

— Решение о предоставлении льгот для населения, живущего в 30-километровой зоне вокруг АЭС, принимает региональная власть, а не атомщики. Например, жители 30-километровой зоны вокруг Смоленской АЭС и Балаковской АЭС в Саратовской области получили 50-ти процентную скидку на пользование электроэнергией. Льгота оплачивается из областного бюджета за счет доходов, получаемых от работы АЭС.

— Говорят, что город-атомщиков будет закрытым?

— Нет, вход и въезд в город будет свободным. Серьезный пропускной режим будет лишь на самой станции. Вход на АЭС будет осуществляться по специальным пропускам. Вся станция по периметру будет окружена контрольно-следовой полосой, охранять этот объект будет специализированное воинское подразделение.

— Какие специальности будут востребованы на будущей АЭС? Где можно получить образование по этим специальностям?

— В период строительства АЭС потребуется до восьми тысяч работников. Во время эксплуатации станции будут востребованы люди со специальным образованием. Освоить профессию энергетика-атомщика можно в Национальном исследовательском ядерном университете (НИЯУ), созданном на основе Московского инженерно-физического института. Уже сейчас есть соглашение о том, что НИЯУ будет готовить специалистов на базе одного из Нижегородских вузов. Однако для работы самой станции требуются не только люди с профильным «атомным» образованием. Как и любому большому производству, АЭС нужны экономисты, юристы, рабочие машинного зала, слесари, электрики, токари, сварщики и другие специалисты. А в городке-атомщиков себя найдут врачи, учителя, работники культуры, специалисты в жилищно-коммунальном хозяйстве, социальные работники, продавцы и многие другие.

— Сколько сейчас получают специалисты на атомных станциях?

— Атомщики — это высокооплачиваемые квалифицированные специалисты. В 2008 году средняя зарплата атомщиков в «Концерне Энергоатом» (организация, которая занимается эксплуатацией атомных станций в стране) составила 39 тысяч рублей. Планируется, что в этом году эта цифра вырастет до 40−45 тысяч рублей.

— Какие налоги будет перечислять станция?

— Все российские АЭС являются крупнейшими региональными налогоплательщиками. Реальные отчисления в региональные бюджеты различных уровней от Калининской АЭС за 2008 год составили 1 миллиард 350 миллионов рублей, что составляет 5% доходов бюджета Тверской области. Смоленская АЭС формирует 28% доходной части бюджета Смоленской области.

Что касается будущих прямых налоговых отчислений в бюджеты различных уровней Нижегородской области, то двухблочная АЭС за срок эксплуатации принесет следующие бонусы: налог на прибыль составляет около 40 миллиардов рублей; налог на имущество — порядка 50 млрд. рублей; земельный налог — около 1 млрд. рублей; транспортный налог — около 5 млрд. рублей.

Картина дня
Рекомендуем