ПятницаПт, 29 ноября 01:07 16+
Сейчас  °C
USD$ 109,58 ▲1,57 EUR 116,14 ▲3,05

Платные парковки пока не способствуют освобождению города от автомобилей

9 декабря 2022 года, 10:19 Тема: Платные парковки  

Вся правда о платных парковках в Нижнем Новгороде.

Платные парковки пока не способствуют освобождению города от автомобилей

В последнее время вновь актуализировалась проблема платных парковок в Нижнем Новгороде. Недавно в полноценном режиме заработали очередные 16 парковочных зон. Скоро найти бесплатное место для парковки в центре города будет очень сложно. Мы решили разобраться в перспективах этого процесса.

С одной стороны, пока платных парковок введено в эксплуатацию не так уж много. Одновременно до марта 2023 года запретили парковку на десятках улиц в центре Нижнего Новгорода. Такое решение связано с необходимостью обеспечить возможность уборки снега в зимний период. С другой стороны, сам факт увеличения числа платных парковок спровоцировал новую волну обсуждения проблемы.

В конце прошлого года было подписано концессионное соглашение с ПАО «Мегафон» о создании и развитии платного парковочного пространства в областном центре на 7 400 парковочных машиномест. Организованные парковочные места в течение долгого времени работали в тестовом режиме. В результате водители машин усвоили, что за парковку можно не платить, а город за два года сумел получить смешную сумму от концессионера. По информации городского департамента транспорта, в 2021 году в городской бюджет было направлено 10 млн рублей, а за три квартала 2022 года — 11,9 млн рублей.

Хорошо известно, что многие нижегородцы сознательно не оплачивают парковку, используют разные хитрости, чтобы их автомобили не могли идентифицировать камеры наблюдения. Мне представляется, что такой стихийный протест автовладельцев можно объяснить двумя моментами. Во-первых, всем очевидно, что платная парковка формируется самым простым способом — там, где раньше автомобили просто стояли, теперь нарисована разметка и поставлены паркоматы. В таком виде такая парковка не воспринимается как платная. Почему один и тот же участок дороги вчера был бесплатным, а сегодня вдруг оказался платным?

Во-вторых, мне уже приходилось отмечать, что цель организации платных парковок не определяется желанием получить дополнительные суммы в бюджет города. Хотя, если за организацию этой работы берется бизнес-структура, то получение прибыли является естественной целью. Однако главная цель — освободить город от личного автотранспорта. А эта задача не сводится к рисованию парковочных мест вдоль дороги. Это сложная и многоуровневая проблема, требующая последовательного решения множества задач.

Чтобы эти задачи определить, следует понять, что цель платных парковок в центре крупных мегаполисов можно назвать заградительной. Цена парковки должна принудить водителя отказаться от использования личного транспорта в силу экономической нецелесообразности. Стоимость парковки действительно нужно делать дорогой. Однако жизнь современного мегаполиса, в том числе и Нижнего Новгорода, характеризуется многими факторами, которые вынуждают население активно пользоваться личным автотранспортом. Это общемировые тенденции. Многие горожане сегодня предпочитают жить за городской чертой. В самом городе строятся так называемые спальные районы, которые располагаются отнюдь не в центре. Появляются достаточно крупные бизнес-сити, где сосредотачиваются множество бизнес-структур. Предприятия, особенно крупные, в целях сохранения экологии выносятся за пределы городской среды. Все это порождает суточные маятниковые массовые перемещения горожан.

При этом, многие городские транспортные магистрали не рассчитаны на такие автомобильные потоки. Постоянные пробки на въездах в города утром и на выезд вечером стали привычным явлением. Оно и понятно, ведь, например, в советское время, когда автомобиль считался предметом роскоши, была определена норма автомобилей на тысячу жителей. Предполагалось, что оптимально надо, чтобы на каждую тысячу населения приходилось от 40 до 60 автовладельцев. Сегодня по факту в Нижнем Новгороде на каждую тысячу жителей приходится более 400 автомобилей. И эта цифра постоянно растет. Большинство россиян справедливо полагают, что если автомобиль приобретен, то на нем надо ездить. Как результат, сегодня возможно на личном автомобиле с Автозавода добираться до Верхних Печёр дольше, чем на «Сапсане» из Москвы до Нижнего Новгороде. И в дополнение к этому весь поток автолюбителей тормозит движение общественного транспорта.

Поэтому единственный способ освободить город от излишних автомобилей на дорогах — материально стимулировать отказ от въезда в ограниченную городскую зону на личном транспорте. Крайней формой во многих городах мира, стал запрет на въезд в исторические центры городов на личном автотранспорте. Однако подобные решения нуждаются в дорогом обеспечении соответствующей инфраструктурой.

Зарубежный опыт доказывает, что город способен адаптироваться к любой массе автомобилей. Но при этом цена владения личным транспортом возрастет: требуется развитие инфраструктуры, причем по преимуществу платной.

Прежде всего, необходимо создать «перехватывающие парковки», где можно было бы оставить автомобиль на длительный срок. Для этого должны существовать многоуровневые парковки, подземные парковки, открытые площадки для парковки. Но они должны отвечать ряду обязательных требований. Они должны быть дешевыми, то есть экономически выгодными. Они должны быть охраняемыми и отвечать за сохранность автомобилей. Они должны быть рядом с транспортными узлами, где можно было бы воспользоваться наиболее удобным пассажирским транспортом в зависимости от маршрута. В соответствии с новой транспортной схемой по итогам строительства новых станций метро, реконструкции старых и строительства новых трамвайных линий, упорядочивания движения общественного транспорта, должно появиться семь пересадочных транспортных узлов на территории города. Вот рядом с ними и должны в первую очередь появиться перехватывающие парковки закрытого типа. Освободившись от личных автомобилей, городские улицы станут удобными для передвижения пассажирского городского транспорта. Можно добавить к общественному транспорту получающие сейчас все большее развитие средства индивидуального передвижения: самокаты, велосипеды, моноколеса.

За последние годы в городе сделано многое для решения транспортных проблем. Фактически сегодня город не готов к введению платных парковок с той целью, ради которой они вводятся. Эта неготовность вынуждает городские власти осторожничать и вводить плату постепенно. Поскольку психологически нижегородцы еще не готовы к платности парковок, парковки открытого типа работали без обязательной оплаты в течение года, но с возможностью для желающих заплатить. У многих такое решение вызывает улыбку. Кто же, дескать, будет платить, если можно не платить?! Мне в связи с этим вспоминается рассказ одного из наших соотечественников, который в Англии увидел общественный туалет. В объявлении было сказано: вход для джентльменов — 1 пенс, для не джентльменов — бесплатно. Чувствуете разницу? Каждому дан простейший моральный выбор. Каждый его делает сам. Наверное, у нас такая практика была бы не лишней.

В качестве вывода можно отметить, что платные парковки — это еще не решение проблемы, а лишь первый шаг на пути освобождения города от транспортного хаоса. Следующим шагом может быть крайне непопулярный во всем мире платный въезд частного транспорта в пределы города или его центра. Это уже действует во многих крупных мировых мегаполисах, выдерживающих натиск ежедневно приезжающих на работу. Но без развития дорожной, транспортной инфраструктуры, обеспечения настоящих парковок закрытого типа, перехватывающих парковок и развития городского общественного транспорта платные парковки не решат задачу. Необходимо, чтобы горожане сами стали сторонниками освобождения города от автомобилей.

Автор: Александр Суханов

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Культура
Нижегородский музей Добролюбова открывает свои двери для посетителей после ремонта
Работы велись там три года.
Культура
«Карман России» в кошельке
ЦБ РФ с 1992 года по настоящее время выпустил несколько десятков памятных и инвестиционных монет, прямо или косвенно относящихся к Нижнему Новгороду и Нижегородской области.
Общество
Михаил Курюмов: «Нижегородцы осознают необходимость заботы о здоровье своих питомцев»
Председатель регионального комитета ветеринарии рассказал о главных его задачах в интервью ИА «Время Н».
Общество
Арина Садулина — о мерах соцподдержки для людей с инвалидностью
Она дала интервью «Волге 24».