ЧетвергЧт, 28 ноября 10:41 16+
Сейчас  °C
USD$ 108,01 ▲2,95 EUR 113,09 ▲2,60

Выставка французской рекламной афиши XIX — начала ХХ веков откроется в Арсенале

28 ноября 2024 года, 08:51

Возрастное ограничение: 18+.

Выставка французской рекламной афиши XIX — начала ХХ веков откроется в Арсенале

Шере Жюль. Елисейские поля. Ледовый дворец. 1896. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка «Калейдоскоп французской жизни» откроется в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) 4 декабря. Она представляет одну из лучших коллекций литографированной афиши XIX — начала XX веков из собрания Пушкинского музея. Произведения в экспозиции, созданные в триумфальный период в истории рекламного дизайна, иллюстрируют все многообразие французской жизни — быт, моду, нравы, развлечения, коммерцию, политическую борьбу, искусство.

В экспозиции представлены французские афиши художников, чье творчество прославило жанр коммерческой рекламы: пионер иллюстрированных объявлений Поль Гаварни, «отец художественной афиши» Жюль Шере, представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы Адольф Вийетт и Гюстав Жоссо.

Начиная с XIX века многие французские художники пробовали свои силы в рекламе, что было связано с бурным развитием в стране промышленности и экономики. Конкуренция и борьба за рынок стали мощными стимулами для развития искусства афиши, предприниматели, заинтересованные в рекламе своих товаров, открыли важный источник доходов для художников, в Париже появились профессиональные рекламисты. Сохранившиеся афиши являются уникальными документами эпохи, отражающими национальные приоритеты, характер французов, их веселый нрав и пылкий темперамент, заразительный дух свободы, рациональность и практичность, гурманство и утонченность вкусов.

Эрман-Поль. Рене Жорж. Салон ста. 1895. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка «Калейдоскоп французской жизни. Афиша XIX — начала ХХ столетия из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» состоит из четырех разделов.

Раздел «Живопись улиц» посвящен образу Парижа как города-галереи. В XIX веке улицы, бульвары и площади заполнила коммерческая реклама: она размещалась на афишных тумбах, строительных заборах, в витринах магазинов; по городу перемещались рекламные фургоны и тележки, рекрутеры с двусторонней рекламой. Жители Парижа и других городов наблюдали рекламу велосипедов, шин, микстур и снадобий, «подкрепляющего силы» шоколада со вкусом рая и вина, «дающих вдохновение» чернил, сверхчистого керосина для ламп, консервов и зубной пасты. Французские города превратились в огромный выставочный зал — художественные афиши стали яркой приметой эпохи.

Особым явлением в общественной жизни Франции был политический плакат, которому посвящен раздел «Социальная сатира художников анархистов». Во время Великой французской революции Париж наводнили памфлеты, карикатуры и воззвания. Это был значительный этап в истории возникновения политического плаката. На рубеже XIX-XX веков художники Теофиль Александр Стейнлен, Гюстав-Анри Жоссо, Жюль Гранжуан, Каран д’Аш, Адольф Вийетт сотрудничали с современными изданиями и находились в курсе всех событий, освещали процессы, происходившие в политической жизни. Художники поддерживали распространенное умонастроение последних десятилетий века с его сомнениями, порожденными индустриальной цивилизацией.

Самый колоритный раздел выставки — «Cоблазны и развлечения „Belle Époque“». Более трети афиш из коллекции Пушкинского посвящены анонсам увеселений и представлений в кабаре и театрах, выступлениям менестрелей и танцовщиц. Реклама парижских кабачков, танцзалов и кафе-концертов настойчиво зазывала посетителей на программы шансона, выступлений варьете, зажигательного канкана и пантомимы. В динамичных композициях запечатлены известные места паломничества французского буржуазного общества — «Ша Нуар», «Амбассадер», «Мирлтон», «Мулен Руж», «Мулен де ла Галетт», «Казино де Пари». Художники чистосердечно отражали в афише парижскую жизнь того времени. Париж манил иностранцев и провинциалов новизной впечатлений, круговоротом событий и обещаниями наслаждений.

В завершающем разделе «Музы коммерции» зритель познакомится с женскими образами французской рекламы. Афиши диктовали вкус к зрелищам и образ жизни. Моделями для рекламных образов часто служили известные куртизанки и актрисы: Лиан де Пужи, Каролина Отеро, Клео де Мерод, Лина Кавальери и многие другие. Отдельно вошли в историю любимые модели художника Жюля Шере — актрисы варьете Арлетт Дорже, Луиза Балти, Шарлотта Вье, которые стали первыми «авторскими» персонажами в длинной череде женских образов, эксплуатируемых в рекламе.

Выставка будет сопровождаться просветительской программой.

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Культура
Нижегородский музей Добролюбова открывает свои двери для посетителей после ремонта
Работы велись там три года.
Культура
«Карман России» в кошельке
ЦБ РФ с 1992 года по настоящее время выпустил несколько десятков памятных и инвестиционных монет, прямо или косвенно относящихся к Нижнему Новгороду и Нижегородской области.
Общество
Михаил Курюмов: «Нижегородцы осознают необходимость заботы о здоровье своих питомцев»
Председатель регионального комитета ветеринарии рассказал о главных его задачах в интервью ИА «Время Н».
Экономика
Елизавета Салтыкова, Максим Савинов — об участии во всероссийской олимпиаде по финграмотности от ЦБ РФ
Они дали интервью «Волге 24».