Проблемы и перспективы строительной отрасли Нижегородской области
18 января 2023 года, 16:39
Прошедший год для строительной отрасли региона оказался в целом успешным.
Вклад сектора жилищного строительства в ВВП России оценивается в 1,7%. Согласно статистике, в этой сфере занято 6,5 млн человек — 6,6% от общей численности занятых. Одновременно каждое рабочее место в строительстве обеспечивает от 4 до 14 рабочих мест в других отраслях. Именно поэтому вопросам развития строительства уделяется столь существенное внимание. Я уже неоднократно отмечал вклад нашего региона в решение проблем обманутых дольщиков. В результате этот опыт сегодня применяют во всех регионах России, а в нашей области в текущем году эта проблема будет решена в полном объеме.
Если посмотреть на ситуацию в целом, то необходимо отметить, что прошедший год для строительной отрасли Нижегородской области в целом оказался успешным. По данным Нижегородстата, уже за первые 7 месяцев года объем строительных работ вырос на 16,7% по сравнению с январем-июлем 2021 года. Основную лепту в достижение таких показателей вносит именно жилищное строительство.
По информации заместителя губернатора Нижегородской области Егора Полякова, за январь-июль 2022 года введено более 1 млн кв. м общей жилой площади, что на 15,2% выше показателя предшествующего года. При этом высокий уровень ввода нового жилья наблюдался не только в областном центре, но и в ряде районов области. Так, существенный рост строительства жилья отмечен в Гагинском муниципальном округе (в 4,2 раза), Краснобаковском (в 3,6 раза), Большемурашкинском (в 3 раза), Ветлужском (в 2,6 раза) и в г. о. г. Арзамас (в 2,5 раза).
Среднегодовые объемы жилищного строительства в Нижегородской области в последние три года находятся на уровне 1,5 млн кв.м. Столкнувшись едва ли не в первый день своего назначения губернатором в 2017 году с проблемой обманутых дольщиков, Глеб Никитин хорошо понимает важность и необходимость комплексного подхода к вопросам строительства. Важно понимать, отметил он, мы не ставим перед собой задачи наращивать объемы ввода жилья любой ценой. Гонка за показателями и масштабами в прошлом приводила наш регион к хорошо известным вам последствиям — незавершенные объекты строительства, непригодные для жизни дома даже в центре, дефицит объектов социальной инфраструктуры и хаотичное развитие городского пространства в целом. Сейчас время выбирать комплексные и рациональные подходы.
А это значит, что наряду со строительством жилья, важно решать вопросы расселения ветхого и аварийного фондов. А это большой объем работ. Сейчас на территории Нижегородской области расположено около 2 тысяч многоквартирных домов, признанных аварийными. Расселения ждут 25 тысяч человек. Надо отметить, что Нижегородская область уже сейчас — один из немногих регионов страны, где расселение аварийного жилья идет хорошими темпами. Так, в 2019—2022 годах были переселены 6,6 тыс. нижегородцев. По словам губернатора, федеральный фонд ЖКХ одобрил нашу заявку на 7 млрд рублей, которые направят на расселение до конца 2023 года около 8000 человек на территории 37 муниципальных образований. На сегодня получено уже 3,6 млрд рублей из этих средств фонда. Таким образом, можно сделать вывод, что успехи в строительстве жилья определяются кропотливой работой в предшествующие несколько лет.
При всем при этом главной проблемой нижегородских подрядчиков остается проблема срыва сроков сдачи социальных объектов. Это застарелая проблема. Еще с советских времен социальная инфраструктура всегда отставала от жилищного строительства. Отсутствие детских садов, школ, поликлиник в новых микрорайонах всегда были головной болью новоселов. Сегодня ситуация изменилась к лучшему. Уже можно говорить о подрядчиках, которые комплексно ведут строительство своих микрорайонов.
Каждый год вопросы срыва сроков рассматриваются на заседаниях областного правительства, в мэриях районных центров. Если раньше недобросовестных подрядчиков штрафовали, досрочно прекращали контракт и включали их в специально созданный «черный список», то в прошедшем году было возбуждено дело о мошенничестве против одного из застройщиков. Речь идет об обществе с ограниченной ответственностью «ИСБ», руководителя которой арестовали. Эта компания смогла сорвать возведение сразу одиннадцати зданий — шести фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), физкультурно-оздоровительного комплекса в Кстове, детского сада на Бору, школы, учреждения культуры в Арзамасе, а также очистных сооружений в Семенове. По словам Глеба Никитина, обязательства по достройке объектов вынужден был взять на себя регион, и заверил, что работы по возведению зданий завершатся без итогового срыва поставленных задач.
Были срывы по срокам сдачи и в предыдущие годы. Безусловно, повышение контроля и ответственности за соблюдение сроков выполнения работ может снизить остроту проблемы.
Однако справедливости ради надо сказать, что не всегда в основе срыва сроков лежит недобросовестность подрядчика. Конечно, муниципалитеты не всегда могут выбрать более ответственных исполнителей, поскольку согласно нормам закона, главным критериям определения победителя все еще остается предложенная цена. Победителем будет тот, кто предложит самую низкую цену. Как результат, очень часто в процессе строительства происходит корректировка бюджета проекта в сторону увеличения. Не последнюю роль в причинах срыва сроков сдачи социальных объектов оказываются ошибки проектировщиков на стадии разработки проектов.
Так, например, при строительстве школы на проспекте Гагарина возникла необходимость дополнительного согласования прокладки теплосетей. По проекту они должны были проходить наружным способом мимо жилых зданий. Это не устроило местных жителей, а без их согласия выполнить работы было невозможно. А при проведении капитального ремонта гимназии №1 вдруг выяснилось, что необходимо полностью поменять всю систему отопления, что сместило сроки завершения работ. Или в ходе проведения работ на месте возведения детского сада на проспекте Гагарина были обнаружены подземные коммуникации советских времен. По какой-то причине проектировщик не учел этот момент, поэтому пришлось вносить значительные корректировки в проектную документацию. А ведь все эти вопросы могли и должны были быть сняты еще на стадии проектирования.
Большие надежды на решение ряда проблем в строительстве в целом и социальных объектов в частности вселяет введенный в конце 2020 года на федеральном уровне механизм комплексного развития территорий (КРТ). Практически это законодательно закрепленный новый подход к освоению территорий населенных пунктов. Одновременно планируются и моделируются особенности жилой, нежилой застройки, незастроенной территории. Для применения этого механизма Нижегородская область одной из первых в стране разработала собственную нормативную базу.
Принятию решения об освоении площадок комплексного развития предшествует разработка мастер-плана, включающего детальный градостроительный и земельно-имущественный анализ осваиваемой территории. Особое внимание уделяется обеспечению площадок нового строительства социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой. Так, на возведение одних только школ, детских садов, создание и модернизацию коммуникаций и улично-дорожной сети в рамках развития 26 определенных под КРТ площадок в ближайшие 10 лет понадобится более 132 миллиардов рублей. Важно, чтобы создаваемая инфраструктура давала максимальный эффект — как для новой, так и для существующей застройки.
И хотя девелоперы пока с осторожностью относятся к перспективам развития КРТ, за ними — будущее. КРТ не только станут препятствием для порочной точечной застройки, но и помогут ускорить процесс перестройки Нижнего Новгорода в современный комфортный город.
Автор: Александр Суханов