Потерянное время — упущенная выгода
31 мая 2023 года, 12:09
О проблемах российского автопрома.
В Нижегородской области планируется начать производство китайских автомобилей, заявил Глеб Никитин на Российско-китайском бизнес-форуме в Шанхае. Никаких уточняющих данных по поводу этого проекта губернатор не сообщил. Только отметил, что нижегородский кластер насчитывает более 800 предприятий, специализирующихся на производстве автомобилей и автокомпонентов. Это сообщение и стало поводом для анализа современного состояния российского автопрома.
Уход западных автопроизводителей в прошлом году не только привел к кардинальным изменениям на автомобильном рынке России, но и убедительно показал, что отечественный автопром, по факту, был сборочным производством иномарок практически всех мировых брендов. И, несмотря на то, что импортные модели, собранные на российских площадках, были намного дороже отечественных легковушек, российские производители стали терять внутренний рынок. Например, по состоянию на январь 2022 года доля российского автопрома на отечественном рынке составляла всего 28%.
Сам факт присутствия на рынке зарубежных производителей не относится к числу негативных факторов. Скорее наоборот, дает возможность перенять передовой зарубежный опыт и на его основе развивать собственную автомобильную промышленность. И вот здесь, на мой взгляд, и была допущена главная ошибка. Мы не развивали собственный автопром. Пошли по пути привычному, но малоэффективному. Стали модернизировать отечественные легковушки с помощью зарубежных автокомпонентов, преимущественно за счет электронной начинки. Это еще больше усилило нашу зависимость от западного производителя. О степени этой зависимости говорит тот факт, что, например, производство электрического двигателя для легковых автомобилей, АККП, систем помощи водителю необходимо начинать с 0%.
Тогда как в Китае, ставшем сегодня бесспорным мировым лидером в производстве автомобилей, в 2022 году доля проданных полностью электрических авто достигла 19% (в Европе — 11%). При этом на долю Китая пришлось 2/3 мировых продаж электромобилей. Закономерно, что опустевшую нишу на нашем автомобильном рынке стали активно занимать именно китайские бренды. Мы справедливо говорим о приходе на российский рынок азиатских производителей автомобилей (Китай, Иран, Индия). Но замена западного импорта на восточный нашу автомобильную отрасль сама по себе не поднимет. Доля китайских брендов выросла в два раза по сравнению с 2021 годом. Одновременно выросла и цена на китайские модели. Сегодня самые дешевые китайские модели продаются по цене от 2-х до 4-х миллионов рублей. Еще год назад за такие деньги можно было приобрести престижные модели европейских производителей.
Но нет худа без добра. Уход недружественных производителей, позволил нарастить российским автозаводам свою долю рынка до 40%. Правда, пока российский производитель легковых автомобилей может предложить в линейке национальных моделей Lada Niva, которая отметила 45-летний юбилей, а корни ВАЗовской Lada Granta уходят к концу 1980-х. Из более-менее современных Lada Vesta, но она создана на базе Renault и имеет низкий уровень локации. Из-за отсутствия российских автокомпонентов, было разрешено выпускать эти модели без ABS, ESP и подушек безопасности.
Но уроки прошедших лет сегодня учтены. И российский производитель начинает выводить на рынок новые модели. Однако, есть нюанс. Это будут перелицованные китайские модели. Так, «АвтоВАЗ» в ближайшее время начнет производить в Санкт-Петербурге автомобили под брендом LADA, но, по сути, китайские машины. «Москвич» приступил к выпуску китайских машин под своим брендом, Sollers выпускает китайские автомобили под брендом Sollers, да и «Автотор» активно собирает китайские автомобили под собственным брендом. Думаю, что и в Нижнем Новгороде совместное производство приведет, в конечном счете, к созданию новой российской марки. И это уже будет создание и развитие нашего, российского автопрома.
При всех проблемах и противоречиях в развитии российского автомобильного рынка, спрос на новые машины практически восстановился. Так, только в нижегородском регионе с января по апрель 2023 года было выдано автокредитов на общую сумму 6.7 млрд рублей. По сравнению с тем же периодом 2022 года рост составил почти на 35%.
Самое важное, что необходимо понять — речь сегодня идет о необходимости разработки и производстве собственных моделей автомобилей. Речь о возрождении российского автопрома, о приобретении им суверенитета. Другими словами, отечественные автозаводы должны собирать отечественные модели, а не заниматься отверточной сборкой. А значит и автокомпоненты должны быть отечественными.
Одновременно необходимо преодолеть традиционный скепсис по отношению к отечественным производителям. Российский производитель легковых машин был сформирован в советское время. То есть при отсутствии рынка и конкуренции. Более того, если за рубежом модели автомобилей меняются примерно каждые четыре года, то российский производитель до сих пор привержен к моделям полувековой давности. Причина здесь очевидна. В СССР личный автомобиль рассматривался как предмет роскоши. И по инструкциям того времени достаточно было иметь всего 40 автомобилей тысячу человек населения. Поэтому счастливый владелец личного авто понимал, что этот автомобиль будет его единственным автомобилем на всю жизнь. Помните в фильме «Москва слезам не верит» один из героев ездит на старом «Москвиче», на котором, по его мнению, смогут ездить его внуки. Главным достоинством автомобиля справедливо считалась его прочность и долговечность. Это сегодня мы поняли, что автомобиль надо менять сразу после окончания срока гарантии.
Учитывая эту особенность российского производителя, необходимо преодолеть традиционный скепсис по отношению к отечественным автомобилям. Российский автопром и российские специалисты вполне в состоянии разработать и произвести самый современный автомобиль. В качестве доказательства могу сослаться на пример создания автомобилей проекта «Кортеж» (Aurus). Вся линейка этой модели имеет стопроцентную российскую локацию.
Одновременно, убежден, что наш автопром не сможет эффективно возродиться без производства российского действительно народного автомобиля. Пока такой автомобиль не появится, мы будем вынуждены предпочитать машины импортного исполнения. Из мирового опыта хорошо известно, что именно народные автомобили выступили драйверами успешного развития национальных автопромов. Вспомним, фордовские черные машины в Америке, «Фольксвагены» в Германии. Но он должен быть действительно народным, то есть доступным среднестатистическому гражданину. Доступным считается автомобиль, стоимость которого равна годовой сумме средней зарплаты по стране. В наших условиях, э то примерно 500 000—600 000 рублей. При этом она должна иметь все современные средства защиты и безопасности. Понятно, что такую машину можно произвести только на российском автозаводе. Импортные, так называемые бюджетные модели, стоят существенно дороже и доступны только на условиях кредитования. Думаю, что такой автомобиль должен будет появиться уже в ближайшее время.
В заключение отмечу, что Минпромторгом России представлен проект Стратегии развития отечественной автомобильной промышленности до 2035 года. Не вдаваясь в детали, отмечу, что ключевой целью этой стратегии названо обеспечение технологического суверенитета автомобильной промышленности, а также удовлетворение потребности российского рынка в конкурентоспособной на мировом уровне продукции с высоким уровнем локализации (не менее 80%). Такая постановка проблемы показывает, что приходит понимание необходимости возрождения отечественной автомобильной промышленности.
Автор: Александр Суханов