ЧетвергЧт, 21 ноября 21:37 16+
Сейчас  °C
USD$ 100,22 ▲0,19 EUR 105,81 ▲0,08

Автомобиль «Волга»: возвращение легенды

5 июня 2023 года, 12:27

В Нижегородской области планируется возобновить производство автомобилей «Волга» уже в 2024 году.

Автомобиль «Волга»: возвращение легенды

О том, что в России планируется возобновить производство автомобилей «Волга», сообщил на днях вице-премьер РФ Денис Мантуров. Он уже не в первый раз поднимает этот вопрос. Впервые о планах возрождения производства «Волги» он говорил еще в 2022 году во время проведения ПМЭФ-2022. По его словам, для запуска проекта потребуется 8−9 месяцев. Как справедливо отмечают специалисты, за такое время запустить производство легковых автомобилей на «ГАЗе» возможно только в партнерстве с иностранным автопроизводителем. В сегодняшних условиях, вероятнее всего, это будет какой-то китайский концерн. Хотя, на мой взгляд, не исключено появление и российского партнера.

В любом случае новость о возможном появлении на наших дорогах легендарной «Волги» — это хорошая новость. Закономерно, что производство новой «Волги» планируется именно в Нижнем Новгороде. «ГАЗ» выпускал «Волгу» с 1956 года. А прекратилось производство в 2010-м. С этим брендом у россиян, особенно старшего поколения, связаны самые теплые воспоминания. Чего стоит только модель ГАЗ-21 «Волги», которая была признана одним из самых элегантных автомобилей своего времени в мире. До сих пор эта модель высоко ценится у любителей раритетных автомобилей.

Напомню, что в СССР автомобили «Волга» были самыми дорогими и престижными из тех, которые поступали в свободную продажу. Более того, наиболее выдающиеся деятели страны, ее герои награждались автомобилями «Волга». Так, например, этим автомобилем был награжден первый космонавт планеты Юрий Гагарин, который специально приезжал на автозавод и лично выбирал автомобиль. В то же время значительная часть этих машин сразу поступала на работу в госучреждения и в такси. Понятно, что мировой автопром не стоял на месте и к середине 60-х годов 21-я модель была признана устаревшей. С 1968 года в серию была запущена новая модель «Волга» ГАЗ-24.

Помню свои впечатления от этой модели, когда в 1967 году к 50-ой годовщине Октябрьской революции была выставлена на предприятии выставочная модель новой «Волги». Нас, школьных активистов, специально водили на экскурсию на предприятие. Тогда она нам показалось идеалом автомобилестроения. Автомобили на базе этой модели пережили многочисленные модернизации и, в финальном варианте ГАЗ-31105, выпускались до 2009 года. Попытки не просто модернизировать «Волгу», но и разработать новое поколение «Волги» предпринимались неоднократно с 80-х годов прошлого века. Но все они в целом оказались невостребованными на рынке и не смогли повторить опыт легендарных моделей.

Последней попыткой сохранить бренд «Волга» стал проект Volga Siber в середине нулевых. Тогда, в 2006 году, ГАЗ купил у компании Chrysler лицензию на производство седанов Sebring, которые в Америке снимали с производства в пользу моделей нового поколения. Но и этот опыт оказался неудачным. В 2010 году производство на ГАЗе легковых автомобилей под собственным брендом завершилось. Справедливости ради, следует заметить, что компания дальновидно сохранила свидетельства на регистрацию товарных знаков «Волга» и «Победа» с новым логотипом в графике современного фирменного шрифта компании. Были и поздние попытки возродить производство «Волги» на базе тех импортных моделей, которые собирались на площадке группы компаний «ГАЗ». Это были модели, производимые концерном VW — Caddy и Skoda Octavia. Но все эти планы оказались нереализованными.

Столь пристальное внимание к проектам возрождения марки «Волга» объясняется несколькими факторами.

Во-первых, из всех советских автозаводов, производивших легковые машины E и D класса, сохранилась только группа ГАЗ. Фактически «Волги» были основными машинами для чиновников и руководителей среднего звена, которым не полагались представительские «Чайки» и «ЗИЛы».

Во-вторых, с уходом зарубежных концернов ниша производства седанов для чиновников оказалась свободной. Кстати, именно с тем обстоятельством, что все остальные российские модели были бюджетными для частного, личного использования рядовыми гражданами, в 90- годы предпринимались попытки превратить «Лады» и «Москвичи» в представительские седаны. Характерно, что главным средством такого преобразования оказывалось удлинение кузова автомашины. Появились вытянутые, как таксы, модели «Жигулей» и «Москвичей». Понятно, что эта затея провалилась.

В-третьих, для поддержания российского автопрома и патриотических настроений чиновников, были приняты законы, запрещающие покупать на бюджетные деньги автомобили произведенные за пределами России. Понятно, что чиновники быстро нашли возможность обойти эти запреты. Они стали покупать импортные машины российской сборки.

Было несколько попыток пересадить чиновников на российские автомобили. Наиболее известной, осталась попытка, предпринятая бывшим нижегородским губернатором Борисом Немцовым в 1997 году, когда он перешел в правительство на должность вице-премьера. Он убедил президента страны Бориса Ельцина подписать закон, предписывающий чиновников использовать в качестве служебных автомобилей именно «Волги». К сожалению, этот шаг Немцова был воспринят как чисто протекционистский в пользу Горьковского автозавода. Да и качество машин в тот период, надо признать, было далеко не лучшим. Это, с одной стороны, вызвало недовольство в среде чиновничества самим Борисом Немцовым, а, с другой стороны, как обычно, легко преодолевалось. Широко известны два способа бойкотирования этого распоряжения. Один был простым — вместо одной машины, приобреталось две, на случай поломки. Второй способ был тоньше: купленная «Волга» загонялась в сервисный центр, где менялась ее начинка: импортный двигатель, импортная электроника, импортные комплектующие. Внешне машина выглядела как «Волга», но «Волгой» уже не была.

Мне уже приходилось отмечать, что на начало 2022 года доля российских автомашин на внутреннем рынке была всего 28%. Остальной рынок заняли зарубежные производители и зарубежные бренды. И когда недружественные партнеры покинули российский рынок, оказалось, что в нашей стране практически нет собственного автопрома. Нет производства автокомпонентов, без которых сегодня нельзя собрать современный автомобиль. Да, уход с рынка зарубежных конкурентов, позволил поднять долю наших моделей до 40%. Но какими моделями мы заполнили эти сорок процентов?

Сегодня в линейке национальных моделей остались Lada Niva, которая отметила 45-летний юбилей, а корни ВАЗовской Lada Granta уходят к концу 1980-х. Из более-менее современных Lada Vesta, но она создана на базе Renault и имеет низкий уровень локации. Буквально в последнее время наладили производство «Москвича». При этом, повторю еще раз, надо понимать, что продукция российских заводов, которую мы будем получать в ближайшее время — это те же самые «китайцы». С китайскими автозаводами заключены соглашения, дающие возможность, увеличивая локализацию китайских брендов, выпускать их под российскими брендами. «Москвич» — это «китаец», «Лада», особенно последняя — это «китаец». В Питере тоже начинают выпускать «китайцев». На этом фоне даже немного странно, что ГАЗ решил задействовать простаивающие площади для выпуска легковых автомобилей только сейчас. Точнее, начал к этому готовиться.

Какая именно китайская модель может стать новой Волгой, даже специалисты не берутся предсказать. Хотя предположения и высказывают. Так, некоторые считают, что в плане стиля наиболее близок к исконно российской Волге концепт Great Wall Chaopai образца 2020 года. Другим кажется, что наиболее подходящим мог бы стать седан «Алеет Восток», фактически сделанный из ГАЗ-21. Учитывая, что на ГАЗе для производства «Волги» будет использована оставшаяся в его собственности линия Volkswagen, партнером по производству новой «Волги» может оказаться компания FAW, имеющая совместные предприятия с немецким концерном в Китае.

Самое важное, что необходимо понять — речь сегодня идет о необходимости разработки и производстве собственных моделей автомобилей. И условия для этого в России уже есть. Поэтому хочу привлечь внимание к другому пути возрождения не только «Волги», но и всех российских марок.

В качестве доказательства могу сослаться на пример создания автомобилей проекта Aurus. Когда в 2012 году обсуждались закупки автотранспорта для госорганов, прозвучали предложения сделать линейку автомобилей для первых лиц государства на импортной базе. Выглядело это предложение примерно так: с небольшими изменениями внешних панелей Volkswagen Passat называем «Волгой», Volkswagen Phaeton называем «Чайкой», а «Соболь» будет микроавтобусом — линейка «Кортежа» готова. Какими бы оказались такие машины, несложно представить.

К счастью, было решено разрабатывать линейку автомобилей на новой собственной полноценной платформе, рассчитанную на всю линию машин, включая лимузин, седан, микроавтобус и непременно внедорожник. Предложили полноприводный микроавтобус с движком 600 лошадиных сил. В линейке двигателей появился гигант V12 мощностью 900 сил. Базовым мотором для Aurus стал V8. В итоге за полгода была собрана группа в количестве 500 инженеров. Главным конструктором стал Вадим Переверзев. Приятно отметить, что начинал он в Нижнем Новгороде, потом уехал в Италию, четырнадцать лет работал в Fiat. По окончанию проекта специалисты Porsche, осуществлявшие технический контроль, были восхищены результатами.

Конструкторы и специалисты у нас есть. Так, недавно «Алмаз-Антей» представил в Нижнем Новгороде свой электромобиль. То есть, технику мы создавать можем, если проведем определенные организационные и финансовые мероприятия. А главное, надо поставить задачу и обеспечить ее выполнение. Крайне важно, на мой взгляд, чтобы мы наконец поняли: главная задача — занять российский автомобильный рынок (точнее, вернуть рынок), и только после этого можно думать о прибыли и выходе на зарубежные рынки.

При этом важно учитывать, что национальный автопром везде начинал свое развитие с производства «народного» автомобиля. Народного — значит, доступного для среднестатистического гражданина. И стоить он должен, по формуле Форда, не дороже среднего годового дохода налогоплательщика. В наших условиях сегодняшнего дня это примерно 700 тысяч рублей. И, да, по логике зарубежных автомобилестроителей, такой народный автомобиль должен быть оснащен всей современной атрибутикой, должен быть привлекательным. В любом случае государство должно субсидировать хотя бы 30% на покупку нового автомобиля под российской маркой. Одно время такая программа в прошлом году была (компенсация от 20 до 25%).

Линейка авто «Аурус» могла бы стать основой для появления российских моделей другого типа. Можно использовать технологию масштабирования. От сверхэлитной модели к более бюджетным вариантам и предлагать их российским автозаводам. Если к этому добавить унификацию автокомпонентов, то возможно существенное удешевление себестоимости. Двигатель универсальный и бюджетный. Необходимо учитывать, что сегодня наш потребитель приучен к моделям кроссоверов. Седаны используются существенно реже. В целом возможностей много и нельзя пренебрегать ни одной из них.

В подтверждение того, что ГАЗ готов к решению подобных задач. В ходе последнего визита в наш регион премьер-министр Михаил Мишустин был поражен Горьковским автозаводом и его современным состоянием. А ведь группа «ГАЗ» попала под санкции еще пять лет назад. Однако, вопреки им, а возможно и благодаря, сумела развить весь комплекс производственных мощностей, включая производство двигателей, в том числе и электродвигателей. Производство электробусов, которые сегодня курсируют и по Москве. Фактически удерживает рынок малых коммерческих автомобилей. Уверен, что и возродить производство новой современной модели «Волги» автозаводцы сумеют.

Автор: Александр Суханов

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем