Крещенные блокадой
26 января 2024 года, 12:56
В канун 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады представители Совета ветеранов Арзамасского приборостроительного завода навестили ветеранов Великой Отечественной войны, почетных ветеранов предприятия Галину Михайловну Помелову и Тамару Ивановну Борисову.
Фото:Наталья Глазунова, Людмила Цикина
Председатель Совета ветеранов АПЗ Татьяна Сухарева и член актива Совета Надежда Мочалова поздравили ветеранов с памятной датой и вручили им от руководства предприятия подарки — продуктовые наборы и книги «Наш Арзамас».
С молитвой о мире
Галина Михайловна Помелова родилась в Ленинграде 7 мая 1939 года. Когда началась блокада, ей было всего два года. Тяжелое время она не помнит. В семье из поколения в поколение передают воспоминания мамы Галины Михайловны — бабушки Жени. Ими поделилась старшая дочь Г. М. Помеловой Елена Коробашкина:
«Семья мамы жила на Морском проспекте. Деда сразу призвали, он стал работать на хлебной машине. Бабушка, швея-самоучка, шила рукавицы для солдат. С детьми — моей мамой и ее братом — оставалась прабабушка, мать деда. На ночь детей укладывали спать на теплые плиты. Однажды ночью бабушка Женя почувствовала, что свекровь, которая спала рядом, умерла. Но сразу вставать не стала, чтобы хоть на какое-то время сохранить тепло от остывающего тела… Эвакуировали их в 1942-м. Посадили на катер. Были огромные волны — у Ладожского озера очень суровый нрав, обессилевших людей просто смывало волной. Бабушка рассказывала, что тогда сильно прижала к себе детей и чемодан с вещами. Я как-то спросила ее, что она чувствовала в тот момент. Она ответила: «Ничего. Было все равно. Какое-то страшное равнодушие. Видимо, настолько мы были измучены».
Привезли их сначала в Свердловскую область, потом они переехали в деревню Ездаково Арзамасского района.
«Когда приехали, маленькие мама и ее брат бросились на землю и стали есть траву, — продолжает Елена. — За ними приставили приглядывать двоюродного брата. Он, как маленьких козлят, пас детей, чтобы те не объелись травой».
В прошлом году Елена с мужем поехали в Санкт-Петербург, чтобы найти место захоронения деда, отца Галины Михайловны — Родионова Михаила Ивановича, погибшего 2 февраля 1943 года. Много лет близкие не могли найти никаких сведений о нем. В похоронке написано, что он лежит в братской могиле в переулке Беляева. На этом месте теперь Полежаевский проезд, который проходит через Полежаевский парк, где расположена Аллея Славы.
«Мы прошлись по ней, и, стоя у братской могилы с погибшими в 1941—1944 годах, я плакала, вспоминая погибшего деда, умершую от дистрофии прабабушку, свою маму и всех, кто жил в это страшное время», — рассказала Елена.
Эта память о блокаде обязательно будет и дальше храниться в семье Галины Михайловны Помеловой.
«Я ведь сегодня живу и радуюсь, — сказала она перед нашим уходом. — У меня две дочери, четверо внуков, двое правнуков. Сама за собой ухаживаю, общаюсь со сверстницами, хожу в Николаевский монастырь и прошу Бога, чтобы всем дал здоровья, а главное — мира».
Ничто не забыто
Память Тамары Ивановны Борисовой цепко хранит страшные блокадные дни. В 1941 году ей было пять лет. Она вспоминает, как фашистские самолеты разбрасывали над городом листовки, а они, дети, читали страшные слова: «Ну что, вы еще живы? Немного вам осталось!» Как собирали весной молодые листья тополей и варили из них суп. А потом погибли родители, ее отвезли на сборный детский пункт и в 1942-м эвакуировали. В один из катеров, где были самые маленькие, двух- и трехлетки, попал фашистский снаряд. На воде только панамки остались. И женский крик с берега. Разве такое можно забыть?
«После окончания семи классов в детском доме города Юрьевец я поехала в Ленинград, — рассказывает Тамара Борисова. — Нашла свою родную улицу Заозерную, дом 3/5, квартира 2. Женщины-соседки вспомнили меня: „Это же та самая девочка, которая с папой-военным гуляла!“ Долгое время я переписывалась с одной из них — Анфисой Михайловной Найдиной».
Окончив педагогическое училище в Городце, Тамара Ивановна стала работать воспитателем — сначала в Лесогорске Шатковского района, потом в Арзамасе — в первом заводском детском саду «Ландыш». В общей сложности 44 года отдала работе с дошкольниками.
Несмотря на возраст, Тамара Ивановна всегда рада поделиться своими воспоминаниями. Она уверена, что это очень важно — сохранить память о блокаде для будущих поколений, и пока она, свидетель того времени, жива и у нее есть силы, надо рассказывать. Все поздравительные телеграммы и открытки, фотографии, газетные заметки об участии в парадах Победы, поездках на памятные торжества в Санкт-Петербург Тамара Ивановна аккуратно собирает в альбомы — тоже для потомков.
Во время нашего визита Тамара Ивановна рассказала, как живет сегодня. Вяжет ажурные салфетки, ежедневно делает гимнастику. И поделилась радостью: в выходной к ней приезжали родные из Нижнего, и она держала на руках своего самого младшего шестого правнука.
Автор: Ирина Балагурова