ПонедельникПн, 30 декабря 17:29 16+
Сейчас  °C
USD$ 101,68 EUR 106,10
Эксклюзив

История с географией, или Учитель для учителей

3 октября 2024 года, 09:18

Преподаватель образовательного отдела детского центра «Лазурный» Елена Фильчагина одной из первых в Нижегородской области получила статус педагога-наставника.

История с географией, или Учитель для учителей

Елена Фильчагина (слева) и Александра Старостина (Мигалина) рассказывают о конкурсе 2018 года в «Сириусе» (фото: сентябрь 2024 г.)

Елена Николаевна Фильчагина, заведующая образовательным отделом ГБУДО ДСООЦ «Лазурный» с детства знала, что будет учителем. И это не журналистский штамп, это ее призвание.

Система координат

— Бедные мои младшие сестры! Как только они вытерпели мои «педагогические» упражнения! — с улыбкой вспоминает она.

Любимая игра детства — с сёстрами или с куклами — школа, в которой только Елена могла быть учителем. Все остальные — ученики. Поэтому после школы вопрос «Кем быть?» даже не возникал: только учителем.

— Я колебалась перед поступлением в университет: история или география? Но путешествия всё-таки вдохновляли больше. Это был 90-й год. Очень тяжёлое время, с мечтами о путешествиях пришлось проститься. И на географическом факультете нас на практику никуда не вывозили, — рассказывает Елена Николаевна.

Ждать у моря погоды не хотелось, молодость требовала действий, и Елена пришла работать в школу № 9 города Выксы: студентку взяли учителем географии, поскольку в Выксунском районе (да и только ли в нем?) была проблема с преподавателями географии.

— Моим первым наставником стала Евгения Николаевна Сизова (учитель географии и заместитель директора, курирующая естественно-научное направление обучения), которая помогала постигать азы педагогической профессии. Когда Евгения Николаевна приходила ко мне на занятия, я всегда знала, что это не контроль, а помощь. Она всегда начинала анализировать мои занятия с того, что у меня получилось, хвалила за интересные «фишечки» на уроке, а потом очень тактично и аккуратно объясняла, что нужно доработать. Именно этот урок стал для меня главным — всегда начинай с хорошего! — вспоминает Елена о своей первой наставнице.

Так и преподавала бы Елена Николаевна любимую географию, но распоряжением администрации Нижегородской области № 240-р от 27 февраля 1995 года на базе пионерского лагеря «Лазурный» создан «Областной загородный детский оздоровительно-образовательный центр „Лазурный“ круглогодичного действия».

Новое дело начальник областного департамента образования и науки Сергей Васильевич Наумов поручил директору ДЦ «Лазурный» А. В. Вздышкину организовать для ребят, приезжающих в центр на 24 дня, образовательный процесс. Александр Викторович пригласил создать экспериментальную школу в «Лазурном» директора школы № 9 заслуженного учителя России Наталью Сергеевну Сельдемирову. А та позвала работать педагогов из своей школы.

— В 2000 году судьба подарила мне уникальную возможность попробовать реализовать свои педагогические способности с самыми талантливыми детьми Нижегородской области. Новый этап, новый педагогический вызов — это работа с временным коллективом детей, приезжающих из 60 районов области на 24 дня, — вспоминает Елена Николаевна.

Молодому педагогу нужно было учесть индивидуальные потребности учащихся, разный уровень знаний по предмету, вести преподавание предмета на профильном уровне, разрабатывать авторские программы, принимать во внимание отставание или опережение каждого ребёнка в изучении программного материала, привыкать не давать домашних заданий. Как преподнести учебный материал так чтобы всем было интересно, максимально в полном объёме и учащиеся не отстали от своих одноклассников в общеобразовательной школе по месту жительства?

Участники смены «Первые среди Первых» на занятии «Экологика», изучаем природу ДЦ «Лазурный» с помощью лаб дисков (цифровая лаборатория). Август 2024 г.

Превращаем минус в плюс

— Пришлось осваивать новые передовые технологии обучения. Когда началась компьютеризация образования, руководство «Лазурного» никогда не скупилось на оборудование. Первые интерактивные доски были у нас. И, естественно, меня увлекла работа с ними, — рассказывает педагог.

С появлением компьютерной техники процесс обучения вышел на новый уровень. Как педагог Елена Фильчагина поставила перед собой цель: максимально освоить цифровые технологии через изучение интерактивного оборудования, появляющегося в то время в образовательном пространстве. Она изучила и использовала в работе все возможности интерактивной доски, документ-камеры, 3D-очков.

Самостоятельно нашла у компании производителя огромную базу уроков, начала участвовать в программах, которые проводила эта компания. Сама училась делать презентации, участвовала в их конкурсах, разрабатывала и проводила уроки, публиковала их в сообществе таких же увлечённых новинкой педагогов. Опытом работы с интерактивным оборудованием делилась как с коллегами по образовательному отделу и в вожатском коллективе ДЦ «Лазурный», так и на муниципальном и региональном уровнях, публиковала свой опыт в педагогических журналах.

В итоге компания-производитель присвоила учителю из Выксы статус «Образцовый учитель SMART международного уровня», что позволило проводить семинары по работе с интерактивным оборудованием на всю Россию.

Когда в образовательный отдел в качестве преподавателя химии и биологии перешла вожатая педагогического отряда «Радуга» Дарья Александровна Конышева, руководство решило назначить Елену Фильчагину наставником молодого педагога. Первый опыт наставничества оказался успешным, и Елена стала наставником ещё одного молодого педагога — вожатой Александры Старостиной, перешедшей на должность преподавателя английского языка.

— Мы с Александрой Николаевной постоянно придумывали какие-то новые формы. В 2017 году мы попробовали провести интегрированный урок географии и английского языка в рамках заседания методического объединения преподавателей образовательного отдела ДЦ «Лазурный». Урок удался, и мы решили попробовать свои силы во всероссийском конкурсе «Большие вызовы для учителя» на лучший междисциплинарный педагогический проект 2018 года в образовательном центре «Сириус» в Сочи, — рассказывает Елена Николаевна.

На конкурс были приглашены 65 преподавателей со всей России, чьи разработки признаны лучшими. В финал вышли 19. Оценивали уроки сотрудники фонда «Талант и успех» и сами участники конкурса. Важной деталью было то, что учителя не знали заранее, с детьми какой образовательной программы им предстоит проводить занятие. На разных уроках у педагогов были разные дети: хоккеисты, футболисты, историки, математики, писатели. И после трёхдневных испытаний выксунский дуэт победил в третьем, заключительном этапе конкурса. Наградой стала десятидневная стажировка в «Сириусе», участие в мастер-классах ведущих педагогов страны, прослушивание лекций российских учёных и экспертов в сфере образования.

— После этого перед нами оказался новый вызов — в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование» на базе «Лазурного» организовалась площадка регионального центра «Вега» — это центр выявления и развития талантов у детей и молодёжи Нижегородской области. Если раньше нас называли «нижегородским Артеком», то теперь стали называть «нижегородским Сириусом», — с гордостью говорит Елена Фильчагина.

Вырастим в собственном коллективе

Елена Николаевна говорит, что статус педагога-наставника она получила после «волшебного пинка» от сестры, которая живёт в Санкт-Петербурге и преподаёт в начальных классах школы. Она безапелляционно заявила: «Кто, если не ты, должен подать документы на педагога-наставника?»

— Это стало очередным вызовом, и в первую очередь для себя. Три месяца подготовки к защите категории «Педагог-наставник» стали обобщением 33-летнего педагогического опыта, — вспоминает Елена Фильчагина.

Заседание аттестационной комиссии НИРО прошло 14 декабря 2023 года. Претендентов было пятеро: три работника дошкольного учреждения Нижнего Новгорода, учитель одной из нижегородских школ и Елена Фильчагина из центра «Лазурный».

— Члены комиссии изучили мои работы — индивидуальную карту педагога-наставника и практику наставничества. На защите они спрашивали о педагогических достижениях, междициплинарных уроках, обобщении опыта работы. Много было вопросов по «Сириусу»: как проходила стажировка и какие новые знания были приобретены, — рассказывает Елена Николаевна.

«Учитель продолжается в своём ученике» — это фраза для нее звучит не так, как для школьного учителя, у которого есть постоянные ученики и можно следить за их успехами. Зато её «взрослые ученики» стали настоящими профессионалами своего дела, успешно работают в образовательном отделе ДЦ «Лазурный» и в школах Выксы.

— Вместе с ними и я повысила свой профессиональный уровень, став заведующим образовательным отделом нашего учреждения, — говорит Елена Николаевна.

Картина дня
Рекомендуем
Общество
Определен Топ-10 самых интересных нижегородских новостей 2024 года
Рейтинг составлен на основе интереса читателей ИА «Время Н».
Эксклюзив
Екатерина Воробьева: «Люди гонятся за чужими идеалами праздничной подготовки, забывая о том, чего действительно хотят сами»
Новогодние праздники часто воспринимаются как время радости и волшебства, однако многие испытывают грусть и тоску в этот период. Психолог и гештальт-терапевт Екатерина Воробьева рассказала в интервью ИА «Время Н» о причинах таких эмоций. Специалист поделилась примерами из практики и советами по созданию здоровых привычек, которые помогут сохранить эмоциональное и физическое благополучие в новом году.
Экономика
Нижегородцы хранят в банках более триллиона рублей
Банки ожидают увеличения объемов привлечённых средств в 2025 году.
Общество
Ирина Тильникова: «Я никогда не сдаюсь!»
Победительница в одной из номинаций конкурса «Миссис Россия» знает, как преодолевать трудности, невзгоды и разочарования.