К 125-летию нижегородского трамвая…
23 мая 2021 года, 17:55
20 мая 1896 года в Нижнем Новгороде впервые в России, после Киева, прозвучал трамвайный звонок.
Фото: Ольга Ковалева
Серия бесплатных экскурсий, приуроченная к 125-летию нижегородского трамвая, состоялась в музее истории муниципального предприятия «Нижегородэлектротранс» 20 мая.
Музей создан в 1972 году, он организован на территории трамвайного депо № 1. В нем находится девять трамваев и два троллейбуса.
Начало трамвайного движения в Нижнем Новгороде в 1896 году было приурочено к открытию XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки, по территории которой проходила линия к железнодорожному вокзалу.
«Выставку делали за рекой, где сейчас находится парк им. 1 мая, ДЖД, Дворец культуры им. В.И. Ленина. Там была Кунавинская слобода, Балахнинский уезд, располагающаяся на ровной территории. Там и решено было построить электрическую дорогу», — пояснила заведующая музеем Валентина Купряхина.
Позднее линия проходила через железнодорожный вокзал, ярмарку, плашкоутный мост (плавучий мост, опирающийся на плоскодонные суда — прим. ред.), построенный в районе современного Канавинского моста.
Линию с широкой колеей построил Карл Сименс, который пустил первый в мире трамвай в Германии в 1881 году. Движение было однопутным.
«Проезд в первом трамвае был дорогим — десять копеек. Для сравнения: на эти деньги вы могли бы зайти в кабачок — выпить рюмочку водочки и поесть вчерашний щей. Таким образом, этот транспорт был не для бедного люда, а для состоятельных граждан», — рассказала Купряхина.
Чуть позднее было открыто еще несколько линий. В самом Нижнем Новгороде трамвайную линию построил Рафаил фон Гартман.
«Одна из линий выходила из Кремля на Благовещенскую площадь, поворачивала на Большую Покровскую, где сейчас кусочек рельсов положили в память о первом русском трамвае. Затем она сворачивала на Малую Покровскую, шла мимо Похвалинского съезда до того места, где находится гостиница „Азимут“. Еще была линия от Скобы до плашкоутного моста. Получился перепад, поэтому эти две линии были связаны фуникулерами, которые работали до 1928−1929 годов», — рассказали в музее трамваев и троллейбусов.
В ходе экскурсии по территории депо нижегородцам были продемонстрированы трамвайные вагоны «Эрликон» конца XIX — начала XX веков.
«Вагон был легкой конструкции и имел две площадки управления, так как была однопутная линия. Водитель управлял им стоя, он приезжал, переходил на заднюю площадку, как в метро, и начинал движение назад. Разрешалось ехать только со скоростью 8−10 км/ч, хотя мог ее развивать до 30 км/ч. Такой трамвай работал до начала 1930-х годов», — рассказала Купряхина, добавив, что трамвай «Эрликон» был воссоздан для съемок фильма «Мать».
1 мая 1919 года трамвайное движение было приостановлено (один только раз за всю историю нижегородского трамвая — прим. ред.). В 2023 году оно было восстановлено.
До 1967 года в городе ходил трамвай, выпущенный Мытищинским заводом.
В 1946 году были выпущены трамваи серии МТВ. Как заметила экскурсовод, это первые комфортабельные трамваи, в них даже было радио. А водителю поставили стульчик.
В конце 1950-годов из Ленинграда поступает ЛМ-49, через несколько лет — ЛМ-57.
«ЛМ-49 — мощный трамвай, с плоской лицевой стороной, похожей на слона. ЛМ-57 в Горьком звали „красавчиком“, а в Москве и Санкт-Петербурге — „стилягой“. Он также олицетворял собой эпоху начала космических полетов. Кстати, единственный в России, еще есть в Санкт-Петербургском музее на Васильевском острове, но там его испортили, делая новогодний вариант, вагон весь продырявили», — сообщили в нижегородском музее.
Кроме того, в музее можно увидеть два вида троллейбусов — МТБ-82 и ЗиУ-5. На последнем персонаж актрисы Ольги Аросевой рассекает в фильме «Берегись автомобиля».
Также нижегородцам было предложено совершить поездку на ретро-трамвае — отреставрированном РВЗ-6 (вагоны Рижского вагоностроительного завода, они эксплуатировались в Нижнем Новгороде до 2004 года — прим. ред.).
Интересно, что снаружи у трамвайного вагона сохранена оригинальная алюминиевая обшивка, внутри он начинен современным оборудованием и стилизованными сидениями. Раньше считался одним из лучших, так как был прост в ремонте и надежен в движении для водителя, но рычал, поэтому его прозвали Рексом — «верным служакой».
Его маршрут прошел по центру Нижнего Новгорода в сопровождении экскурсовода Ивана Андреева, который рассказал о некоторых исторических фактах из жизни города.
Интересно, что трамвай чаще, чем автобус встречается в песнях и стихах. Трамвай — это романтика, он является украшением города.
«К нам приезжают туристы из городов, где закрыли трамвайные линии, и говорят, что город без них пустой. Считаю, что в Нижнем Новгороде нельзя останавливать трамвайное движение, так как мы первый город в России, где появился трамвай. К тому же это транспорт будущего, он экологически чистый», — заключила Валентина Купряхина.
Возрастное ограничение: 6+.
Автор: Ольга Ковалева