ВторникВт, 14 января 15:31 16+
Сейчас  °C
USD$ 102,71 ▲0,80 EUR 104,86 ▼-0,19

Теоретико-методологические основы индивидуализации педагогического процесса

16 января 2011 года, 18:58

Актуальность понятия «индивидуальность» в современной теории и практике определяется достаточно обоснованным в науке и педагогической практике представлением о наиболее общих признаках индивидуальности личности: обособленности, целостности, самобытности, неповторимости, активности. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является трактовка человеческой индивидуальности через системную целостность человека, где акцент делается на изучение разных видов связей между более или менее полными наборами свойств, относящихся к биологическому, психологическому и социальному уровням (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, В.С. Мерлин, В.В. Орлов, И.И. Резвицкий).

В науке установлено, что при решении проблемы развития желаемых качеств, индивидуальных особенностей следует всегда исходить из признания высокой пластичности природных задатков как фактора, способствующего развитию ребенка в нужном направлении. В связи с этим проблема индивидуальности — одна из центральных в организации учебной деятельности в школе. Развитие способностей является ведущей характеристикой в формировании результата учебной деятельности, которая реализуется через способности. Эту качественную индивидуальность необходимо учитывать в педагогическом процессе, потому что именно ею во многом определяются интерес, успехи ученика, выбор учебных предметов и своеобразие индивидуальной образовательной траектории.

Внимание к индивидуализации учебной деятельности повышается, в том числе, в связи с ухудшением социального положения и физического здоровья обучающихся. Об этом свидетельствуют фактические данные, приведенные в трудах исследователей Г. Н. Сердюковской, Л.Ф. Бережкова, Е.П. Усановой и др. Обобщение объективных материалов и анализ социального и психофизического состояния выпускников, приведенные в программах развития образования разных областей (Нижегородской, Красноярской, Самарской), также показывают тенденцию к ухудшению здоровья школьников. Не случайно все большее распространение получают «школы здоровья». Особый интерес в этом процессе представляют школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе которых проводилось наше исследование. Совершенно очевидно, что индивидуальный подход в их педагогическом процессе крайне востребован.

В педагогической теории и практике накоплен обширный опыт исследования проблемы индивидуального подхода к учащимся. Известны исследования в области предупреждения неуспеваемости и второгодничества учащихся (П.П. Блонский, Л.С. Славина, А.П. Бударный); повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся (Е.С. Рабунский, И.Э. Унт); организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы (В.И. Загвязинский, Т.М. Николаева, И.М. Чередов). Различные аспекты индивидуального подхода освещаются в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, А.А. Кирсанов, И.М. Осмоловская, И.Э. Унт, Н.М. Шахмаев, И.С. Якиманская).

Среди зарубежных ученых наиболее весомый вклад в изучение индивидуального подхода, на наш взгляд, внесли американские ученые H. Babing и M. Berge, D.V. Johnson и R.T. Johnson, V. Shreider, L.E. Tyler, а также представители немецкой школы H. Klein, W. Wagner и другие. В своих трудах они анализируют предпосылки индивидуализации в школьном образовании (Babing и M. Berge, W. Wagner), рассматривают применение индивидуального подхода к одаренным детям (D.V. Johnson и R.T. Johnson), раскрывают зависимость его от эмоциональных потребностей и изменяющихся познавательных интересов учащихся (V. Shreider), изучают особенности процесса дифференциации на основе единства образования и воспитания (H. Klein).
Изучение научной литературы позволяет констатировать, что в исследованиях проблемы существует несколько точек зрения. С одной стороны, встречается гипертрофированное отношение к индивидуальному подходу, когда он рассматривается как «тотальная» индивидуализация обучения, подрывающая основы классно-урочной системы (Т. Хюсен). С другой стороны, наблюдается недооценка индивидуального подхода: сведение его до уровня одного из средств реализации принципа доступности (Ю.В. Шаров, Н. Хомутов). Имеют место и категорические возражения против индивидуального подхода в педагогическом процессе в его традиционно сложившемся в школе варианте. В частности, имеются мнения некоторых педагогов, будто сама идея индивидуального подхода «пришла к нам откуда-то извне и не рождена потребностями нашей школы» (В. Степанов); будто разделение учителем детей на сильных и слабых по успеваемости пагубно влияет на них, ограничивая продвижение вперед слабых и культивируя зазнайство сильных учащихся (И.И. Рыданова).

Такмобразом, общий анализ философской и психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, позволяет говорить относительно теории индивидуализации обучения и воспитания следующее:
1. В школе принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации.
2. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся и проектирование на этой основе педагогического процесса.
4. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала; разработку систем заданий различного уровня трудности и объема; разработку системы мероприятий по организации процесса обучения и воспитания в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.
5. Использование индивидуального подхода в педагогическом процессе создает возможности для развития индивидуальности личности, для повышения активности и качества знаний, для формирования прогрессивного педагогического мышления.

Исследование теоретических предпосылок и современного состояния проблемы индивидуального подхода показало, что она обращала на себя внимание педагогов и ученых с древних времен. Анализ современных исследований отечественных и зарубежных педагогов, психологов, учителей-новаторов позволяет отметить несколько основополагающих моментов в осуществлении индивидуального подхода к учащимся в исторической и современной практике школы. Во-первых, индивидуальный подход использовался и используется для оказания помощи прежде всего слабоуспевающим ученикам и выравнивания их успеваемости до уровня основной части учащихся. В связи с этим он предполагает индивидуальные задания как для слабых, так и для сильных учеников. Во-вторых, индивидуальный подход чаще рассматривается как учет индивидуальных особенностей учеников и приспособления к ним обучения. В-третьих, индивидуальный подход, особенно раньше, реализовывался чаще всего как эпизодическое воздействие на учащихся. Наконец, индивидуальный подход к учащимся долгое время основывался на первичном опыте и интуиции учителей, чего явно недостаточно, поскольку учитель чаще видит сильного, среднего или слабого ученика по уровню обучения и воспитания, не осознавая индивидуального образа мышления, способа восприятия, черт характера и других особенностей учащихся. И лишь в последнее время наметилась тенденция системного научного подхода к реализации на практике названного фактора обучения и воспитания, однако ученые концентрируют внимание на отдельных аспектах проблемы, не создавая фундаментальных теоретических разработок.

Практикой установлено, что учителям школ-интернатов с самого начала приходится работать с детьми с разным уровнем познавательных способностей. Кроме того, определенные трудности возникают в педагогическом процессе с детьми с ослабленным здоровьем, а также из социально неблагополучных семей; они составляют значительный процент в школе-интернате. Вместе с тем постоянное пребывание учащихся в стенах образовательного учреждения данного типа дает педагогам больше возможностей для более планомерного и систематического осуществления индивидуального подхода, по сравнению с обычной школой. Отсюда, в результате теоретического рассмотрения проблемы, намечен ряд основных моментов, которые следует учитывать при реализации индивидуального подхода в школе-интернате. Они таковы:
— индивидуальный подход в школе-интернате может быть весьма эффективным благодаря круглосуточному пребыванию учащихся в стенах образовательного учреждения;
— индивидуализация в школе-интернате не может быть абсолютной;
— обучение и воспитание применительно к каждому отдельному ученику может быть эффективным и развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика;
— необходима своевременная социальная и психологическая адаптация детей к пребыванию в школе-интернате;
— индивидуальную помощь должны получать как слабые, так и сильные учащиеся интерната;
— индивидуальный подход в школе-интернате должен строиться с применением здоровьесберегающих технологий, учитывая особенности психофизиологического самочувствия каждого ребенка;
— развитие умственных способностей детей школы-интерната предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональные умения умственного труда.

Список литературы

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. — М.: Знание, 1992. — 77 С.
2. Они же. Психофизиологические особенности индивидуальности школьника: Учет и коррекция. — М.: Академия, 2002. — 160 С.
3. Актуальные проблемы индивидуального обучения: Материалы симпозиума в Тарту, 13−14 октября 1969 г. / сост. И.Э. Унт. — Тарту, 1970.
4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. — 2000. — Т. 7.- № 2. — С. 21−27.
5. Белошистая А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развитие его личности // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. — С. 23−31. 
6. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. — 1965. — № 7. — С. 23−38.
7. Визгерд Я.А. Подготовка учащихся к урокам в школе-интернате. — М.: Учпедгиз, 1962. — 103 С.
8. В помощь работникам школ-интернатов: Методические материалы. / Под ред. М.Н. Колмаковой. — М.: Просвещение, 1964. — 320 С.
9. Гордеева И.Н. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы // Педагогика. — 2002. — № 2. — С. 32−38.
10. Денисевич Н.Н. Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности младших школьников в условиях школы-интерната // Начальная школа. — 1996. — № 7. — С.29−32.
11. Дифференциация как система: В 2-х частях. / Под ред. Р. Чураковой. — М.: Новая школа, 1992. — Ч.1—2.
12. Загвязинский В.О. О дифференцированном подходе // Народное образование. — 1968. — № 10. — С. 24−32.
13. Зайцев Д.В. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика. — 2003. — № 1. — с 21−30.
14. Индивидуальный подход к школьникам в обучении. — (республиканский сборник под ред. Дмитриева Л.Е.). — Вып. 4. — Горький: Горьковский гос. пед. ин-т им. А.М. Горького, 1977. — 94 С.
15. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. — 224 С.
16. Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения / Под ред. И.С. Якиманской. — М.: Изд-во ИПИ РАО, 1993. — 88 С.
17. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение / М.: Сентябрь, 2002. — 160 С.
18. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. — М.: Педагогика, 1975. — 184 С.
19. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х Т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 С., Т.1 — А — М.

Автор: Александр Савельев

Картина дня
Рекомендуем
Общество
Более 400 человек приняли участие в святочном шествии по Большой Покровской
Возрастное ограничение: 0+.
Эксклюзив
Жительница Приднестровья рассказала ИА «Время Н», как республика выживает без российского газа
Газ отключили 1 января после того, как Украина отказалась продлевать контракт на транзит газа из России в Европу.
Общество
Нижегородцев научили правильно рассчитывать калории
Нерациональное питание с избыточной энергоемкостью пищи и низкая физическая активность — главные факторы роста распространенности абдоминального и генерализованного ожирения.
Культура
Анна Тарасова — об участии в международном конкурсе красоты
Она дала интервью «Волге 24».