Киберспорт стал по-настоящему доступным и массовым в Нижегородской области
31 января 2022 года, 15:27
ИА «Время Н» разбиралось в причинах популярности киберспорта в регионе.
Популярность киберспорта в мире и в России растет с каждым годом — и это неоспоримый факт. Нижегородская область в этом плане — не исключение. Наши геймеры занимают призовые места на турнирах национального уровня, а Нижегородское региональное отделение Федерации компьютерного спорта. Каковы же перспективы и факторы успеха кибеспорта? Собеседники ИА «Время Н» — руководитель Нижегородского отделения Федерации компьютерного спорта России Артур Амбарцумян, директор по развитию компании Globus IT Инга Морозова, а также руководитель Академии Globus IT Илья Померанцев.
— Давайте начнем с экскурса в историю: когда в Нижегородской области появилось отделение Федерации компьютерного спорта?
Артур Амбарцумян:
— Федерация компьютерного спорта — это общероссийская организация, отвечающая за компьютерный спорт, в котором есть несколько дисциплин: «Боевая арена», «Соревновательные головоломки», «Стратегия в реальном времени», «Технический симулятор», «Спортивный симулятор» и «Файтинги». В ближайшее время их число может пополнить «Тактический трехмерный бой».
В нашем регионе отделение существует уже четыре года. В его задачи входит построение полноценной инфраструктуры массового киберспорта, обучение и аттестация судей, подготовка методологических материалов, реализация образовательных проектов. Мы, прежде всего, осуществляем информационную функцию, поэтому наши спикеры регулярно выступают на форумах и конференциях, разъясняют все нюансы кибеспорта. Все это способствуют развитию и популяризации этого вида спорта в Нижегородской области.
Среди регулярно проводимых нами соревнований — Всероссийская киберспортивная студенческая лига (региональный этап), кубок и чемпионат Нижегородской области по компьютерному спорту. Большая часть нашего фокуса, конечно, сосредоточена на студенческом сообществе, так как именно оно является основным ядром киберспорстменов. Совсем скоро нас ждет нижегородский отборочный этап Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. Отмечу, что в последние годы в нем участвовало чуть больше двадцати высших и средне-специальных учебных заведений. Сейчас мы приглашаем ребят на новый сезон и собираем заявки.
— Как отбираются в соревнования учебные заведения?
— В соревнованиях могут принять участие любые высшие и средне-специальные учебные заведения нашей области. Часто бывает так, что количество желающих больше — в этом случае наше отделение помогает провести внутренний отбор. Киберспортивное ядро, повторюсь, это молодежь: ребята, начиная с десятого класса школы по четвертый курс вуза. Пока они учатся, им достаточно комфортно совмещать учебу и свое увлечение.
Одним из главных показателей эффективности работы отделения является количество участников наших соревнований. По итогу прошлого года участниками проводимых в Нижегородской области соревнований стали более тысячи человек.
— Легко ли было «приживаться» киберспорту в нижегородском регионе? С какими трудностями столкнулось отделение?
— В самом начале нашей работы попросту не хватало площадок в регионе. По сути, была всего одна площадка — компьютерный клуб. И она, мягко говоря, не соответствовала тем требованиям, которые могли обеспечить техническую базу для киберспортсменов. Сейчас, к счастью, компьютерных клубов намного больше, они оборудованы мощными машинами. Расширяются их площади. Создаются более благоприятные условия для проведения тренировок по компьютерному спорту. Кратно выросло и количество соревнований, проводимых и нами, и теми же клубами. Например, в Нижегородской области проводится не менее тридцати турниров в год.
Наше нижегородское отделение сегодня — в формате всех остальных — считается одним из самых активных, с хорошими показателями по количеству ребят, участвующих в соревнованиях. И подчеркну, что для ребят участие бесплатно.
Пандемия COVID-19 киберспорту не стала помехой: наши турниры проводились в формате онлайн, то есть ребята не были лишены возможности участвовать в соревнованиях — и областных, и общероссийских. И это одно из преимуществ компьютерного спорта.
— Есть ли прямая связь между развитием IT и киберспорта в регионе?
— Развитие IT влияет на киберспорт положительно, потому что для кибеспортсмена та же самая скорость интернета, мощность персонального компьютера становятся его «инвентарем». С появлением всех этих вещей киберспорт, следовательно, становится более доступным и массовым. Мощная база IT, таким образом, тоже играет немаловажную роль.
Инга Морозова:
— Мы, как и большинство наших коллег из IT, заинтересованы в привлечении новых сотрудников на различные позиции и проекты. Понятно, что они приходят в первую очередь из молодежной среды. К тому же, IT и киберспорт — это схожие сферы, связанные между собой на многих уровнях.
Кроме того, я уверена, что уже в самое ближайшее время киберспорт станет таким же популярным, как и сегодняшние оффлайновые виды спорта. Это подтверждает рост внимания и интереса к его дисциплинам у нас в стране.
Илья Померанцев:
— В Нижнем Новгороде довольно велик процент айтишников на душу населения. И эта доля продолжит увеличиваться. С учётом того, что сейчас практически каждый человек до 30 лет играет в компьютерные игры, киберспорт становится отличной возможностью доносить свои идеи молодежи, вовлекать их в отрасль IТ. Например, в нашей академии уже появляются курсы, нацеленные на подготовку киберспортсменов. Даже в крупных вузах сейчас все чаще заявляют о создании кафедр киберспорта. Надо добавить, что киберспорт объединяет людей. На одной площадке могут встретиться люди самых разных поколений.
— Совсем недавно были разработаны и утверждены нормативы для киберспорстменов. Нужны ли они?
—Если вы хотите, к примеру, чтобы ваш ребенок занимался футболом, вы отдадите его в секцию, под руководством тренеров он оттачивает свое мастерство, которое можно определенным образом измерить. Нормативная база в компьютерном спорте, несомненно, поможет в деле «выращивания» киберспортсменов. Собственно, этим и занимается наше отделение, которое замечает, сопровождает и поддерживает талантливых ребят из Нижнего Новгорода и области на протяжении всей их киберспортивной карьеры.
— Могут ли навыки, полученные в киберспорте, пригодиться в IT?
— Считаю, что киберспорт несет ряд положительных явлений в плане развития человека. Важно не только вести коммуникацию, но координировать действия игроков, поскольку от одного человека зависит результат всей команды. Это общение, скорость принятия решений, логика, реакция. Эти вещи, разумеется, положительно влияют на человека. В будущем эти ребята могут себя реализовать и в IT-сфере.
Инга Морозова:
— В любом случае у геймеров хорошо развито логическое и математическое мышление, а это очень важно для работы в Интернете.
Илья Померанцев:
— Люди, которые профессионально увлекаются играми, по умолчанию разбираются в компьютерах. Киберспорт полезен и в плане того, что мы узнаем человека через его хобби.