ПонедельникПн, 23 декабря 15:03 16+
Сейчас  °C
USD$ 102,34 EUR 106,54
Эксклюзив

Алексей Каленчук: метавселенная — это следующая версия интернета

2 июня 2022 года, 14:45

Конференция ЦИПР проходит в Нижнем Новгороде с 1 по 3 июня.

Алексей Каленчук: метавселенная — это следующая версия интернета

В рамках конференции «ЦИПР» (16+) 1 июня прошла панельная дискуссия, на которой эксперты обсудили вопросы создания и развития метавселенных. Корреспондент ИА «Время Н» пообщался с руководителем направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» ИТ-кластера фонда «Сколково» Алексеем Каленчуком и узнал, как развивается эта сфера и когда метавселенная станет частью реальности.

  • Алексей, что такое метавселенная? Где используются технологии?
  • Метавселенная — это концепция, и она ближе всего к слову «интернет». Это не какой-то отдельный виртуальный мир. Виртуальный мир — это уже поддомен общего интернета, общей метавселенной. У нас около 200 компаний, которые занимаются так или иначе тематикой, близкой к метавселенным — это и инфраструктурные операторы, и VR/AR-разработчики — только их около сорока разных. Это те, кто делают образовательный, медицинский контент. Те, кто делает конструкторы для создания контента. Кто делает системы, компоненты для железа, например, систему трекинга и позиционирования, ведь движение для VR очень важно. Это одна часть. Есть те, кто занимается просто визуальным контентом: видео-редакторы, инструменты на базе нейросетей для графики. Есть те, кто занимается рекомендательными системами отдельно. Практически на любую тематику есть или резидент «Сколково» либо компания в России, которая это делает.
  • Достаточно ли технологий для создания виртуальной реальности в России?
  • Полного стыка нет. Самый большой прогресс в России с точки зрения ПО. Просадки начинаются на уровне движков и железа, допустим, очков виртуальной реальности или смартфонов, компьютеров. У нас в стране или мало производств, или вообще нет. На уровне движков у нас есть движки, но они не массовые. Они узкого или корпоративного применения, например, в симуляции тренажеров. На этом уровне у нас уже есть разрыв. С точки зрения инфраструктурных технологий у нас достаточно много российских технологий. С точки зрения машинного обучения — тоже много российских технологий. Там тоже базово есть зависимость от международных фреймворков (программных платформ — прим. ред.) и таких площадок.
  • Как санкции сказались на создании метавселенных?
  • Санкции влияют на все, что связано с государством очень сильно. Многие движки и инструменты стали по сути недоступны, по крайней мере, в официальном поле для компаний, которые попали под санкции. На те же игровые движки может быть запрет. Соответственно, те компании, которые не под санкциями, продолжают пользоваться.
  • Что делают те компании, которые попали под санкции?
  • Зачастую проблему пытаются решать «в лоб». Нет движка — давайте найдем российский. Это сейчас не получается, потому что российский движок или нужно сильно доработать, или он доработан, но просто людей, которые умеют на нем работать, мало. Мы втыкаемся в то, что «в лоб» заменить не получается. Второй вопрос зачастую стоит так: зная такой набор инструментов, можем ли поменять какой-то бизнес-процесс? Например, процесс разработки и съемки кино — можем ли мы использовать меньшее количество инструментов или переделать процесс съемки, так называемый пайплайн? Можем ли мы что-то снимать на реальных макетах или все будет виртуальным? Уже логика смешается с прямого замещения на переосмысление бизнес-процессов, перестройку цепочки действий для достижения такого же результата.
  • Достаточно ли специалистов для создания метавселенных?
  • Специалистов достаточно, но продукты, которые они делают, еще зачастую не дотягивают до уровня, который нужен для производства. В каких-то сферах уровень уже достигнут, в каких-то стремимся. В каких-то, есть такое мнение, что его в принципе невозможно достигнуть на масштабах рынка, и не только российского. И здесь начинается вопрос, когда глобальная экономика так же будет перестраиваться на новые рынки. Есть какие-то технологии, которые окупаются на масштабах сотни миллионов людей, а не на масштабах 50 млн людей.
  • Как вы считаете, как все будет развиваться в течение ближайших лет?
  • Я думаю, что сейчас все линейно. Все сейчас мыслят в логике тушения пожаров и закрытия всех критичных сфер какими-то альтернативными внутренними решениями или решениями из стран, которые не являются подсанкционными. В перспективе это правильная стратегия и логика про цифровой суверенитет. У компетентных людей внутри страны есть понимание набора критичных технологий и подстраховки в случае, если технологии не собственные. Какие могут быть аналоги и постоянный контроль возможности обеспечить суверенитет в случае необходимости.
  • Когда метавселеннная станет частью дополненной реальности?
  • Дополненная реальность — это просто перспективный интерфейс доступа в интернет. В следующем году мы уже ждем очки дополненной реальности от Apple, в этом году скорее всего могут быть еще очки дополненной реальности от запрещенной в России Meta*. В целом, вопрос, кто сделает качественные массовые доступные очки дополненной реальности сейчас. В следующем году будут новые версии очков, которые по новому принципу делают смешанную дополненную реальность не через систему проекций, а через видеокамеры и экраны. Точно, это будет. Это выйдет. Пока эти устройства достаточно дорогие. VR-шлем уже относительно дешевый, это 300 долларов. А VR-устройства достаточно дорогие. Они будут стоить более 1000 долларов, скорее всего, в районе 1,5 тысяч долларов. И они собственно выйдут и покажут планку технологиям, а потом будут дешеветь. Скорее всего через несколько версий мы получим доступное устройство, здесь горизонт 3−5 лет.
  • Как будут развиваться метавселенные?
  • Метавселенная — это просто следующая версия интернета. Сейчас в основном мы потребляем услуги через интернет, через смартфон и все сервисы там. Ключевое отличие метавселенной будет в том, что она будет более иммерсивной (погружающей в виртуальный мир — прим. ред.). Интернет вокруг вас без необходимости смотреть в какой-то экран. Вы будете в очках или в чем-то еще. Будут разные сущности. Какие-то сервисы превратятся в ботов, какие-то — в летающие поверхности. Скорее всего, вам уже не потребуется иметь рекламу в виде билбордов, потому что она может быть замещена в дополненной реальности. Телевизоры и прочие вещи тоже мало имеют смысла, потому что цифровые услуги будут постоянно вокруг вас.
  • То есть все будет примерно так, как в фильме «Назад в будущее»?
  • Да, или в фильме «Особое мнение». Еще есть фильм «Главный герой» про виртуальный мир и персонажа, который там живет. Вот ближе к такому. В принципе любой объект может быть как физическим, так и цифровым. И различия между ними будут минимальными и будут постепенно стираться. Метавселенная — это с одной стороны цифровой слой по всей реальности, который есть, а с другой бесконечное количество цифровых миров, которые вообще не связаны с реальностью. И в этом переход. Пространственность будет еще более расширена. Ограничение и лимит пространства физического мира будут стерты.

* Meta признана экстремистской в РФ.

Автор: Наталья Битулина

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем