Всероссийский день математика — наследник нижегородского Дня вычислителя
9 декабря 2024 года, 09:12
В России впервые отметили День математика, учреждённый летом 2024 года и приуроченный к дню рождения Н. И. Лобачевского.
Фото: пресс-служба ННГУ (Андрей Скворцов).
В ННГУ им. Н. И. Лобачевского 1 декабря отмечали не только новый праздник и 232-й день рождения великого математика, но и 61-ю годовщину факультета ВМК.
«На самом деле первая группа вычислителей был набрана на пять лет раньше — 1 декабря 1958 года она начала обучение», — вносит существенную поправку директор Института информационных технологий, математики и механики (ИТММ) Николай Золотых, с которым корреспондент ИА «Время Н» встретился накануне первого всероссийского празднования Дня математика.
— Ту первую группу набрали ещё на физмате ГГУ, который только через год разделился на физфак и мехмат. А когда из мехмата в 1963 году выделился первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК), то 1 декабря стало и его днём рождения. Когда же в 2015 году ВМК, мехмат и НИИ ПМК, созданный в 1964 году, вновь объединились в ИТММ, 1 декабря стали считать и его днём рождения, — раскладывает историю по полочкам директор института.
— Выходит, что отмечаемый впервые Всероссийский день математика — прямой наследник Дня вычислителя, много лет праздновавшегося всеми студентами и выпускниками ВМК?
— Для меня 1 декабря, как бы ни назывался этот праздник, главный в году. Конечно, после Нового года и дней рождения моих близких. Думаю, как и для всех выпускников ВМК, которых за 61 год насчитывается более 12 тысяч человек.
— Как и где вы его отмечаете?
— Конечно, здесь, в университете. У нас традиционно проходят студенческие мероприятия с обязательным финальным концертом. Ещё лекции — весёлые, занимательные и даже серьёзные. Очень много выпускников приходит их послушать, посидеть на студенческой скамье в той же самой 314-й аудитории.
Фото: пресс-служба ННГУ (Андрей Скворцов).
— А личные традиции какие-нибудь есть?
— Так это и есть мои личные традиции: я на факультете уже 34 года. В 1990-м поступил, в 1995-м выпустился, потом учился в аспирантуре, а с 1998-го преподаю. Вся жизнь на ВМК!
— Насколько отличается то, чему учили вас, от того, чему учите вы? Главное — уметь писать коды или что-то большее?
— Наша специальность и в 58-м году, и в 63-м, и сейчас называется «прикладная математика». Здесь важны оба слова. Подразумевается, что это использование математики в прикладных целях. Точнее, решение сложных задач на компьютерах (тогда они назывались электронно-вычислительные машины — ЭВМ) с использованием математических методов.
В начале двухтысячных, а ещё больше в пятнадцатом-шестнадцатом году, стало очевидно, что есть большой спрос на программистов, которые быстро пишут код и им не нужно много математики, сколько дают на наших больших направлениях. У нас открылась «Программная инженерия», где действительно больше упор на разработку больших программных систем и использование конкретных технологий.
Но это не означает, что специальность «проще», она просто другая. Там меньше фундаментальной математики, больше технологий, больше программирования, больше разных дисциплин, касающихся и менеджмента производства программного обеспечения. У нас даже есть дисциплина по созданию и развитию своего IT-бизнеса, которую преподаёт Павел Короткий, основатель известной компании Globus IT.
Возможно, за это нас и ценят работодатели: мы готовим не просто кодировщиков, а специалистов, которые умеют разрабатывать нетривиальные программные приложения для решения сложных задач.
— При нынешнем дефиците IT-кадров нет ли смысла больше выпускать именно кодировщиков?
— Мне не нравится слово «кодировщик». Вернее, то, что его многие воспринимают как что-то принижающее профессию. Кстати, кажется, слово «программист» тоже стали реже использовать. Говорят: «разработчики программного обеспечения».
— Много ли людей, получивших на ВМК образование разработчиков программного обеспечения, уходят в другие сферы деятельности?
— Проще говоря, где находят себя наши выпускники? В последнее время это действительно программирование, разработка программного обеспечения на любом этапе. Лет 15−20 назад было, конечно, не так. Даже из моих ровесников, окончивших ВМК в 1995 году, работают по специальности, наверное, половина. А сейчас, по моим ощущениям, процентов 90. Это понятно и объяснимо.
Фото: пресс-служба ННГУ (Андрей Скворцов).
В 90-х, как все помнят, надо было как-то выживать, а специальность программиста была не столь востребована. Я помню, что мой однокурсник пошёл работать где-то на третьем-четвёртом курсе программистом, в издательство. Ему платили 50 долларов, и мы все ему немного завидовали: для студента такая сумма была сумасшедшим заработком.
И я подумал, что, наверное, всё-таки хорошая (в финансовом плане) у нас профессия, если можно столько получать. Правда, денежное место надо было найти! В основном программисты нужны были в КБ, в НИИ для решения вычислительных задач.
Сейчас же программист — одна из наиболее оплачиваемых профессий, и зарабатывают они на два-три порядка больше, чем в 90-е. Но самое главное, что профессия ужасно интересная и нужная!
— А в науке выпускники ВМК нужны? Как говорили раньше, они на передовом крае науки или в арьергарде?
— Безусловно, в тех областях, где мы работаем, «на острие». И разделы фундаментальной математики, то, что началось ещё в школе академика Андронова и профессора Неймарка: динамические системы, дифференциальные уравнения, дискретная математика, искусственный интеллект, инженерное программное обеспечение, системное программирование. Да, здесь мы молодцы.
В прошлом году мы стали одним из победителей конкурса на создание исследовательского Центра искусственного интеллекта. В рамках Передовой инженерной школы развиваем математику, связанную с инженерным ПО и прикладной механикой. И в программе «Приоритет-2030» у нас свой стратегический проект, связанный с системным программным обеспечением.
У нас замечательные результаты в олимпиадном программировании. Мы чемпионы ICPC 2021 года. (ICPC — International Collegiate Programming Contest — чемпионат мира по программированию среди университетских команд. В 2021 году кубок и золотые медали году получила команда ННГУ им. Н. И. Лобачевского. — Прим. ред.) Это престижнейшее соревнование, достаточно посмотреть на состав участников. Мы опередили не только своих российских коллег из МФТИ, МИФИ, ВШЭ, питерского ИТМО. В том году Кембридж оказался на шестом месте, а Массачусетский технологический институт — на девятом. В финал-то мы выходим каждый год, но победа пока только одна.
Фото: пресс-служба ННГУ (Андрей Скворцов).
— Что пожелаете тем, кто сейчас учится?
— Важно постоянно пересматривать свои цели и оценивать, чему уже научился и к чему стремишься.
Может быть, не торопиться уже на втором-третьем курсе пойти работать в компанию, где придётся заниматься рутиной и из-за этого чего-то недополучить, недовзять в университете.
Технологии меняются очень быстро, особенно в IT. И просто изучить какой-то технологический стэк — мало. Через пять лет, когда студент окончит обучение, вообще всё поменяется. И поэтому сейчас надо закладывать фундамент, изучать и математику, и фундаментальные компьютерные науки. Тогда дальше можно будет уже любую технологию изучить достаточно быстро.
— Перефразируя ленинский лозунг — учиться, учиться и ещё раз учиться математике?
— … настоящим образом! B не только математике, но и информатике, не сводя её исключительно к знанию технологий, придуманных кем-то другим.