Наталья Гутаковская: УЗИ молочных желез женщинам репродуктивного возраста следует проходить ежегодно
18 октября 2022 года, 09:06
Во Всемирный день борьбы с раком груди, который отмечался 15 октября, корреспондент ИА «Время Н» пообщался с кандидатом медицинских наук, врачом-онкологом отделения хирургии опухолей молочной железы ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер» Натальей Гутаковской.
— Рак молочной железы является одним из самых распространённых онкологических заболеваний в России и мире. При этом прирост заболеваемости РМЖ в России за минувший год (данные из открытых источников), достиг почти 38% за десять лет. Как обстоят дела в Нижегородской области?
— Как и в других регионах России — прирост наблюдается; следует также сказать, что отчасти он связан с тем, что во время пандемии COVID-19 многие пациенты не обращались за медицинской помощью. Сейчас, когда ситуация улучшилась, они стали обращаться чаще.
— Известно, что к группе риска РМЖ относят никогда нерожавших женщин. Это действительно так? Какие факторы влияют на риски?
— Знаете, на самом деле, рак молочной железы не очень, скажем так, поддается такой статистике. Но то, что РМЖ у молодых женщин встречается все чаще: это факт. Также чаще встречаются семейные формы данного заболевания, обнаруживаются генетические мутации. Нижегородская область в этом плане — не исключение.
— Что мы можем понимать под генетическими мутациями?
— Мутации, передаваемые по наследству. Определяем их наличие у пациенток с определенным подтипом рака молочной железы, у молодых пациенток, а также у женщин, которые имеют рак обеих молочных желез. Играет важную роль и семейный — наследственный анамнез — для диагностики генетических мутаций. Чаще встречаются мутации, связанные с рисками развития РМЖ и яичников. Существуют и более редкие мутации.
— Может ли женщина самостоятельно — с помощью самодиагностики — обнаружить признаки рака молочной железы? Насколько важен профессиональный скрининг?
— Да, конечно. И это бывает очень часто. Но для этого женщин нужно научить осматривать себя. К примеру, гинеколог на приеме обязан это делать; также это делаем мы, когда ведем консультативные приемы. Здесь речь идет об онкологах-маммологах: стараемся показать женщине, как необходимо правильно себя обследовать, как можно заметить появление того или иного признака. Рассказываем, какие изменения в этом плане могут стать для женщины значимыми, когда нужно внепланово обратиться к онкологу.
— Минимальный возраст, с которого вам лично известны случаи РМЖ?
— Двадцать лет с небольшим. Такие случаи регистрировались.
— Известно, что маммография — «золотой стандарт» диагностики рака молочной железы — безальтернативный метод выявления всех известных вариантов РМЖ. Как часто женщине до 40 лет и после нужно проходить маммографию?
— Маммография — это исследование, которое женщинам рекомендуют проходить после 40 лет как скрининговое. А многим женщинам — в связи с плотностью ткани молочных желез — можно после 50 лет. Плановое обследование всем здоровым женщинам репродуктивного возраста следует проходить раз в год. Сначала это УЗИ, маммография — по показаниям. В более зрелом возрасте наоборот: сначала маммография, а УЗИ — по показаниям.
— Чем отличается УЗИ и маммография, в каких случаях применяются эти методы диагностики, взаимозаменяемы ли они?
— Маммография — это рентгенография молочных желез, а УЗИ — ультразвуковой метод диагностики; широко используется оба исследования: и для скрининга, и как дополняющие друг друга уточняющие методики.
— Может ли фиброаденома и другие доброкачественные опухоли переродиться в онкологическое заболевание?
— Истинная фиброаденома не превращается в рак, это самостоятельная единица, абсолютно доброкачественное образование. Но есть заболевания молочной железы — новообразования — которые могут перерождаться. Для того чтобы не перепутать и не пропустить за внешне, казалось бы, доброкачественным новообразованием злокачественное, мы, по мере получения результатов дооперационной диагностики, иногда предлагаем и хирургическое вмешательство. Оно носит, подчас, и лечебный, и диагностический характер.
— Если РМЖ обнаружен, какие у женщины перспективы? Что в этом плане «умеет» современная медицина? На какой стадии рака пациентку еще можно спасти?
— Несколько некорректный вопрос, так как стадия онкологического заболевания устанавливается на основании клинических данных, гистологического результата, наличия или отсутствия метастазов… каждый случай — индивидуален. Более того, бывают ситуации, когда мы женщину прооперировали на достаточно ранней стадии, однако через некоторое время у нее происходит рецидив. Это означает, что стадия была более поздняя, чем изначально могли предполагать специалисты. Во многом это зависит от структуры опухоли; некоторые хорошо поддаются лечению, их мы можем контролировать даже на довольно поздних стадиях, а другие — более агрессивные.
— В случае полного удаления МЖ возможна ли в Нижнем Новгороде пластика и протезирование? Доступно ли это по ОМС, или это исключительно платно?
— Мы выполняем различные варианты хирургических вмешательств: это и органосохранные операции, и реконструктивные — когда молочную железу сохранить невозможно, а женщине необходим эстетический эффект. Один из вариантов — замена молочной железы имплантом. Женщины данные услуги могут получить по ОМС.
Автор: Дмитрий Ларионов