Марк Сартан: «Каждая школа должна обладать собственными «лицом»
23 декабря 2022 года, 17:04
Недавно в Нижнем Новгороде завершилось строительство корпуса «Школы 800» в Верхних Печерах, а 27 февраля 2023 года он откроет двери для учащихся.
Директор школы Марк Сартан о рассказал ИА «Время Н» об особенностях ее работы, а также о современных тенденциях в образовании.
— Во время презентации «Школы 800» губернатор Глеб Никитин сказал, что учебное заведение станет ресурсным центром для нижегородских педагогов. Что подразумевается под ресурсным центром?
При «Школе 800» будет создана система повышения квалификации для учителей Нижегородской области. Обучение будет организовано так, чтобы педагоги, прошедшие все ступени переподготовки, в конечном счете могли претендовать на работу в лучших российских школах.
Благодаря этому в регионе пройдет «прокачка» системы образования. Учебные заведения будут заинтересованы в том, чтобы педагоги стали более квалифицированными, лучше выполняли свои задачи по воспитанию и обучению, а не просто закрывали нехватку мест.
— Чем «Школа 800» будет отличаться от других общеобразовательных учреждений Нижегородской области?
«Школа 800» уже отличается материальной базой, богатыми возможностями как для основного, так и для дополнительного образования. Помимо традиционных учебных кабинетов в школе создано множество мастерских, специализированных классов, трансформируемых пространств, спортивных сооружений. Но и помимо особенностей оснащения все школы уникальны и все отличаются друг от друга. Убежден, что каждое учебное заведение может и должно обладать собственными «лицом», концепцией и миссией. И в этом смысле наши особенности — не столько пример для копирования, сколько повод для всех школ обрести себя. Нужно, чтобы все образовательные учреждения были самими собой, а не становились как «Школа 800».
— Какая миссия у «Школы 800»?
Миссию «Школы 800» обсуждали всем коллективом и пришли к единодушному выводу, что она состоит из трех компонентов: «показать своим примером», «как построить открытую умную школу» и «как помочь ребенку найти свой путь к успешной жизни».
— Смогут ли жители Верхних Печер пользоваться площадками, которые расположены на территории «Школы 800»?
Прежде всего площадки предназначены для учащихся.
У школы установят контрольно-пропускной пункт, через который можно будет проходить на территорию при предъявлении документов, удостоверяющих личность.
— Как будет строиться образовательный процесс в «Школе 800?
Обучение по общеобразовательным программам в «Школе 800» будет бесплатным. Учебный год будет разделен на три триместра, каждый из которых состоит из двух модулей по пять недель с короткими каникулами между ними.
«Школа 800» задумана как школа полного дня, где дети учатся с утра и до вечера, то есть, кроме общего образования, они смогут получать там же и дополнительное. Здесь каждый ребенок найдет себе занятие по душе.
В учебном заведении предусмотрены разные виды нагрузки, отдыха, содержательного досуга и трехразовое питание.
Основой построения расписания является системно-деятельностный подход, который предполагает, что все виды занятий имеют для детей одинаковую педагогическую ценность.
Также будут доступны дополнительные занятия.
— Почему выбрана триместровая организация учебного процесса?
Привычная система четвертей неритмична. Все знают, что вторая четверть короткая, и у некоторых ребят рано пропадает мотивация перед новым годом, а третья, наоборот, — длинная и утомительная, особенно для начальной школы. Когда разбиваешь год на модули — пять недель и каникулы, то расписание становится более равномерным и внутренне сбалансированным.
Недели в течение года будут не только учебные, но и событийные, интегративные, аттестационные, рефлексивно-планировочные, интегративные, адаптивные, тренировочные и другие. Это делается для того, чтобы в течение года у ребенка вместо монотонных уроков-уроков-уроков появился новый ритм, который сделает учебный процесс более увлекательным.
— Когда объявят правила приема?
Сначала мы получим лицензию на образовательную деятельность, затем объявим правила приема, после этого начнется набор детей. С начала третьего триместра, 27 февраля, у нас начнется учебный процесс.
Набор детей будет осуществляться с учетом потребностей жителей близлежащих домов. Это целая процедура, чтобы никого не упустить. Как уже говорил Глеб Сергеевич, отработаем в ручном режиме.
— Сколько первоклассников ожидается в следующем году?
В следующем 2023−2024 учебном году в «Школу 800» планируем набирать 4 первых класса по 25 человек. Всего 100 человек.
— Будет ли «Школа 800» сотрудничать с нижегородскими вузами?
Планируется, что в школе будут как профильные классы, так и обыкновенные. Уже подписаны соглашения с НГТУ, ПИМУ, ННГАСУ, которые помогут сделать достойную программу для соответствующих специализаций.
И мы договариваемся о том, чтобы сотрудничество было больше, чем просто профильные классы для старшеклассников. Важно, чтобы вузы предлагали какие-то программы для всех детей по вовлечению в свои профессиональные области. Формирование интересов должно быть не только у старшеклассников.
— Наверное, один из самых острых вопросов — это кадры. Какой будет педагогический состав в «Школе 800» — молодые учителя или опытные? Сколько учителей с высшей категорией?
Педагогический состав еще формируется. При отборе учителей никаких возрастных цензов не предъявляется. Нас интересует педагог как личность, как профессионал, как творец. А в этом смысле он может состояться как в зрелом возрасте, так и будучи молодым.
Отбор учителей проходит в несколько этапов, которые включают обязательное обучение. Даже если педагог не попадет в «Школу 800», то он пройдет дополнительное обучение и вернется в школу, где работает, более квалифицированным.
— Будут ли VR/AR-технологии применяться в «Школе 800»?
Да, будут. И не только они. У нас в школе есть инженерно-технологический класс, в котором будут работать лаборатории инженерной графики, 3D-моделирования, прототипирования, образовательный модуль для изучения робототехники, конструирования и прочее.
Но стоит помнить, что технологии — не самоцель, а способ реализации задач, которые стоят перед образованием.
— Какие еще появились новые технологии, связанные с изучением предметов?
Одной из современных технологий является «перевернутое» обучение или «перевернутый» класс. При данном процессе обучения учитель дает детям задание изучить определенную тему. Ребята дома изучают материал, а потом на уроке совместно обсуждают новые понятия и различные идеи. В данном варианте обучения преподаватель помогает применять полученные знания на практике. Идея этой технологии в том, чтобы школа была не конвейером по передаче знаний, а стала местом, где соответствующим образом организована познавательная деятельность учащихся.
Приведу еще один пример новой технологии в образовании. Это технология так называемого мультисценарного урока, когда учитель для разных детей одновременно запускает разные процессы. Например, он одним детям, которые плохо усвоили материал, дал дополнительную личную консультацию-объяснение, другим — задачи повышенной сложности, третьих посадил в дискуссионную группу для выработки собственного ответа на спорный вопрос, кого-то отправил отдохнуть в зону релаксации. В результате учитель управляет несколькими параллельными процессами одновременно.
— Раньше главной функцией школы было дать образование. А сейчас?
Школа по-прежнему является общеобразовательной организацией, и поэтому задача дать образование остается главной. Другой вопрос — что мы вкладываем в понятие образования? Современная и классическая советская педагогика говорят, что образование состоит из обучения и воспитания. Поэтому мне странно, когда говорят, что мы забыли о воспитании. Российская школа никогда эту задачу не теряла.
— Многие школы гонятся за высокими рейтингами. Стоит ли за ними гнаться и не страдает ли от этого качество образования?
Мое глубокое убеждение — рейтинг вносит искажение в происходящее в школе. Потому что легко начать работать не на ребенка, а на рейтинг, подгонять процесс не под интересы ребенка, а под рейтинговые баллы.
Любой параметр, когда начинаешь измерять, становится самоцелью системы. Поэтому рейтинги по результатам ЕГЭ уже давно отменены. Министерство просвещения эти рейтинги не составляет. Тем не менее, школы все равно любят указывать, какой у них результат по городу.
Главная задача школы — расширять возможности детей. Расширять, а не сужать! Она должна давать выбор направлений, рождать опыт «счастья учиться», воспитывать уверенность в своих силах, формировать осознанность и самостоятельность. И если у ребенка в школе было 10 лет счастья, он потом всю жизнь будет опираться на этот опыт, учиться снова и снова, чтобы соответствовать происходящему в мире, находить себя на меняющемся рынке рынке труда, строить отношения, вступать в коммуникацию.
— Назовите пять личностных качеств, которыми, по вашему мнению, должен обязательно обладать директор школы.
Прежде всего, стойкость. Любая школа находится в зоне пристального внимания, и, как правило, не только профессионального. Так, родительское внимание в последние годы возросло в разы.
Многозадачность — умение работать одновременно над огромным количеством задач. Вообще школа — это уникальное место. Например, школа на 1000 учеников для меня подобна аэропорту на 1000 рейсов в день. Здесь такое же количество разнообразных процессов и задач, за которыми надо следить.
Из этого вытекает следующее качество — системность или структурность. Это умение за отдельными процессами увидеть и — главное! — удерживать целое, которым является миссия, концепция, образовательная программа школы.
Дальше я бы сказал о содержательности, целеустремленности. Для меня это одно и то же. Во-первых, должно быть сформулировано, «про что» школа. Во-вторых, эта цель должна быть удержана, и с ней должны сверяться все действия.
Еще я бы сказал, что чувство юмора необходимо любому директору. Оно помогает обретать душевное равновесие и стойкость. Если относиться ко всему со звериной серьезностью, то можно и человечность потерять, а без нее в школе никуда.
— Должен ли директор школы быть, прежде всего, педагогом — вести уроки, иметь свои методики преподавания, авторские учебные программы? Или директор — это все-таки именно административное лицо?
Наверное, нет универсального ответа на этот вопрос. Это выбор директора. Есть школы, где директора — администраторы. Есть школы, где директора — педагоги.
Я бы сказал, что это, скорее, варианты акцентов. Я не представляю, как можно быть администратором, который не понимает сути педагогической деятельности и происходящего. Школа же учит всем своим «естеством», не только уроками. И это надо уметь видеть, понимать и учитывать. Иначе здание будет учить одному, культура общения — другому, учителя — третьему, а учебник — четвертому. И получится полный разнобой.
И обратное. Можно быть сколь угодно гениальным автором педагогической идеи. Но если эта идея не превращается в систему работы, не администрируется, то она так и останется идеей, что называется «в воздухе». А она должна «встать на землю» и обрести свою организационную составляющую.
Поэтому мой ответ: директор — это педагог и администратор.