Игорь Сербул: «ДУКи должны понимать, что работать по-старому невозможно»
28 декабря 2022 года, 09:29
Руководитель Госжилинспекции Нижегородской области рассказал о решении актуальных проблем в сфере ЖКХ.
С каждым годом нижегородцы становятся все более информированными в вопросах ЖКХ. Тарифы растут, и граждане хотят получать за свои деньги качественные услуги. Отсюда — большое количество числа жалоб на те или иные коммунальные проблемы. О том, как они решаются в Нижегородской области, ИА «Время Н» беседует с руководителем региональной Государственной жилищной инспекции Игорем Сербулом.
— Игорь Анатольевич, на улице зима, и сейчас многих волнует неубранный снег на улицах и во дворах. Как боретесь с ленивыми коммунальщиками?
— Нынешняя зима испытывает нас на прочность — выпало очень много снега. Своевременно убирать его успевают не везде. Мы уже обследовали около 5 тысяч дворовых территорий, и нарушения имеются практически на каждой пятой. Климат меняется, изменяются и погодные условия. ДУКи должны понимать, что работать по-старому невозможно. Каждый раз можно ждать рекордов по количеству выпавших осадков. Предыдущая зима тоже была снежной. Пора делать выводы. Нужно брать в штат больше дворников. Кто это понял, сейчас не имеет столько сложностей с уборкой. А кто не хочет понимать, подвергается мерам административного воздействия.
Только по итогам последнего снегопада и ледяного дождя мы возбудили 46 административных производств. Штрафы наложены на 20 должностных лиц. Ответственность, надо сказать, достаточно серьезная: для лицензированных управляющих компаний — от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц ТСЖ или ЖСК — 4−5 тысяч рублей.
Добавлю, что в последние дни мы фактически трудимся в ежедневном режиме. Объезды продолжаются и в выходные, и в праздники. Отдыха 1 января у нас не предвидится — будем заставлять коммунальщиков делать их работу качественно.
— Не так давно было объявлено о создании «Народного рейтинга» ДУКов. Как он сможет повлиять на деятельность управляющих компаний?
— В настоящий момент в Нижегородской области зарегистрированы 467 домоуправляющих компаний. Среди них есть добросовестные, работающие качественно, о чем, я считаю, должны знать все нижегородцы. Надеюсь, что данный рейтинг подстегнет ДУКи работать лучше. Вряд ли кому-то захочется находиться в хвосте.
— То есть речь идет о репутации?
— Именно. Как только губернатор рассказал, что в Нижегородской области появится такой рейтинг, нам сразу стали звонить граждане, с просьбами поставить тому или иному ДУКу «неуд»… Думаю, многих заденет такая оценка.
— Сколько управляющих компаний могут лишиться лицензии в 2023 году? Рейтинг сыграет здесь свою роль?
— Поясню: лицензия выдается управляющей компании сроком на 5 лет. У кого-то срок истекает 11 января 2023 года. До этого времени необходимо подать заявление на продление, предоставив пакет документов. У лицензиата, помимо соответствия требованиям, еще не должно быть грубых нарушений в период своей работы — иначе они получат отказ.
По итогам первых наших проверок мы продлили лицензии 61 компании, остальным было отказано по различным основаниям. В момент нашей проверки вступил в силу новый федеральный закон, в связи с чем часть управляющих компаний будет продлевать лицензии уже весной.
— Ранее появилась информация, что лицензии могут лишить 27 ДУКов…
— Да, эти компании в период своей деятельности допустили грубые нарушения. В основном это связано с образовавшейся задолженностью перед ресурсоснабжающими организациями.
— Если не выполнять предписания Госжилинспекции, лицензии тоже могут отобрать?
— Могут. Я всегда говорю, что невыполнение наших предписаний — удовольствие дорогое. Всего в 2022 году мы выдали около тысячи предписаний, из них не исполнено 47. Нарушителей ждут серьезные штрафы, а в отдельных случаях — лишение лицензий. Конечно, кто-то не согласен с нашими предписаниями — в этом случае их можно обжаловать через суд. Кроме того, если наши предписания не исполняются, мы обращаемся с иском в суд. Суд должен обязать управляющую компанию исполнить предписания. Сейчас в суде находится 97 подобных исков.
— Как вы оцениваете ситуацию с содержанием контейнерных площадок?
— В целом она улучшилась. Если в прошлом году к нам поступило 610 обращений, касающихся плохого содержания контейнерных площадок, то в этом — только 340. Это говорит о том, что «мусорная реформа» дает позитивные результаты. Сегодня все четко понимают, что за содержание контейнерной площадки отвечает ее собственник: либо муниципалитет, либо сами жители. Есть еще третье лицо — региональный оператор по обращению с ТКО; он отвечает за погрузку и за то, что в этот момент может упасть.
По сути, проблемы сегодня носят сезонный характер. Например, зимой к площадкам трудно проехать, а весной рядом с ними копится много мусора в период месячника по благоустройству. На это должны реагировать все ответственные структуры.
Очень редко встречаются системные сложности. К примеру, нам регулярно пишет житель улицы Шишкова с жалобой на скопление отходов у мусорных контейнеров. Привлечь виновного к ответу сложно. Мы должны предупредить регионального оператора как минимум за сутки до проверки, а он за это время успевает все вывезти.
— Лучше ли стали чистить кровли домов в этом году?
— Проблемы, конечно, есть. Кто не знает, уточню: высота снежного покрова на скатной крыше многоквартирного дома не должна превышать 30 сантиметров. Порой кровли страдают не от количества снега, а от того, что неподготовленные рабочие некачественно сбрасывают снег. Они используют для этого ломы и кувалды, в результате чего могут возникать пробоины и протечки. Рецепт в этом случае один — нельзя допускать образования наледи на крыше, для чего следует соблюдать влажностно-тепловой режим на чердаке. По цифрам информация такая: этой зимой мы обследовали 4589 кровель, на 584 из них выявлены наледь и сосульки. Меры принимаются.
— Много ли жалоб поступило в этом году на неправомерные начисления коммунальных платежей? Сколько денег удалось вернуть жителям?
— Четвертая часть жалоб, которые к нам поступают, как раз касаются начислений — это людей очень сильно волнует. Всего в этом году таких жалоб поступило около 9 тысяч. Не везде есть нарушения. Просто граждане увидели в платежке новые цифры и посчитали, что их обманывают. А на самом деле просто выросли тарифы, о чем не все могли знать. Поэтому в начале следующего года ждет роста обращений. В январе увеличится размер взноса на капремонт, а потом еще будет корректировка платы за тепло.
Иногда ошибки в начислениях все-таки выявляются. Большая часть из них связана с неправильной работой приборов учета. В общей сложности с начала этого года нижегородцам вернули более 17,3 млн рублей — это неплохой результат.
— Обозначьте приоритетные задачи на 2023 год.
— Главной задачей для нас была и остается помощь людям: рассмотрение обращений граждан, контроль за ДУКами и т. п.
Больше придется работать в направлении цифровизации. Важно, чтобы люди активно коммуницировали по их вопросам через различные сервисы. Для этого надо, к примеру, активнее развивать систему ГИС ЖКХ.
Также в новом году предстоит усилить контроль за работой Фонда капремонта. Жалоб в этой сфере очень много.
Еще хотим плодотворно поработать над важной инициативой «Народный лифт», о которой недавно объявил губернатор Глеб Никитин. Она подразумевает замену 2,4 тысяч подъемников в течение двух лет с отсрочкой платежа до конца 2027 года. Это коснется 713 многоквартирных домов. Считаю, что будет логично синхронизировать замену лифтов с ремонтами подъездов. Думаю, жители с удовольствием поддержат эту идею. Это будет очень хорошая история.
Автор: Александр Савельев