ВоскресеньеВс, 22 декабря 20:53 16+
Сейчас  °C
USD$ 102,34 EUR 106,54

Академический театр кукол: эмоции на кончиках пальцев

2 августа 2023 года, 14:29

Сотрудники Нижегородского театра кукол поделились особенностями своей профессиональной деятельности.

Академический театр кукол: эмоции на кончиках пальцев

Академический театр кукол — возможно, самый известный детский театр Нижнего Новгорода. Он находится в историческом центре города и туда можно прийти не только на детские, но и на взрослые спектакли, экскурсии и мастер-классы. Информационное агентство «Время Н» узнало о том, какие профессиональные инструменты важны для актера-кукольника, о специфике работе бутафора и сложном характере кукол.

«Кукла — это живой организм, нужно с ним сливаться»

Наталья Шкуро, актриса

— Как вы стали актрисой в кукольном театре?

— Поступление в театральное училище было осознанным решением, но, как и многие девочки, я видела себя драматической актрисой. Однако в моей жизни встретился Вадим Александрович Смирнов, сейчас — главный режиссер в Оренбургском театре кукол. Он мне предложил поступить на кукольное отделение, хотя я тогда имела очень смутное представление об этом виде театра. Но мне даже понравилось, что актриса находится за ширмой, придумывает кукле разные голоса и походки. Сейчас я не представляю свою жизнь без кукольного театра и себя в какой-то другой профессии.

— Какой была ваша первая роль в Нижегородском театре кукол?

— Моя самая первая роль — Элиза в спектакле «Дикие лебеди». Это был мой первый шаг в театре, в котором я работаю уже семнадцатый год. Спектакль я не репетировала с самого начала: ушла актриса, и меня вводил в роль за две репетиции режиссёр. Было очень страшно из-за того, что я не знала, какой будет реакция публики. Тогда мне очень помог коллектив. Все наши актеры как одно целое, поддерживают друг друга и помогают. За меня очень переживали во время первого спектакля, поэтому выходить на сцену было проще.

— Какие сложности возникают в игре «за ширмой»?

— Если говорить о сложностях профессии, важно понимать, что куклы достаточно тяжелые. Самое сложное — проводить много времени на ногах с куклой в руках, особенно, на репетициях. Начинают болеть рука, спина, шея. Сейчас у нас есть очень большие куклы — например, в спектакле «Двенадцать месяцев» персонажи очень тяжелые: у моего героя голова, как у человека, и, естественно, костюм тоже очень большой. Но когда занимаешься любимым делом, сложности уходят на второй план.

— Сложно ли находить с куклой общий язык?

— Кукла — это живой организм, нужно с ним сливаться. Когда мы только начинаем репетировать спектакль, она нас не слушается, показывает свой характер, но потом происходит слияние. Кукла становится мне подвластна и потом я прихожу к ней, как к своей подружке, беру ее и все получается.

— Верно ли мнение, что кукольный театр — это театр только для детей?

— Кукольный театр воспринимается как театр для детей, но и для более старшей аудитории он может быть очень интересен. Когда я впервые смотрела наш спектакль «Ханума», который идет с возрастным ограничением 16+, мне показалось, что люди не умеют так танцевать и так двигаться, как это делали куклы на сцене. Все это было живым и органичным, поэтому «Хануму», действительно, стоит увидеть.

«Я не люблю отпуск, потому что мы не играем спектакли»

Евгений Храмов, актёр, заслуженный артист России

— Как вы пришли в профессию?

— Я не стремился стать актером, но все мое детство прошло в подготовке к этому. Игрушек тогда особо не было, поэтому я наблюдал за природой и животными. Мне нравилось пародировать звуки животных: кур, собак, коров. В юношестве я пробовал себя и в качестве драматического актера, но это мне не подошло, так что после девятого класса в 1979 году я поступил в театральное училище на кукольное отделение, после его окончания сразу пришел в театр кукол и остаюсь тут до сих пор.

— Как вы готовитесь к спектаклю?

— Когда я готовлюсь к спектаклю, мысленно постоянно повторяю текст и прогоняю роль. Вспоминаю какие-то ошибки и недочеты, замеченные режиссером, и стараюсь их проработать. Очень важна пальчиковая гимнастика и скороговорки, так как голос и руки — основные инструменты актера-кукольника.

— Какой он — зритель кукольного театра?

— В основном в театр приходят дети, но я замечаю, что иногда на детские спектакли приходят взрослые без детей. Я обязательно смотрю перед спектаклем на аудиторию. Интересно смотреть на отрешенные глаза зрителей перед спектаклем и на то, как они меняются после: радостные ли они, удовлетворенные или наоборот разочарованные — это значит, что мы что-то сделали неправильно. Ощущение в зале нельзя заменить ничем. Сейчас стало сложнее удерживать интерес детей, так как они по-другому мыслят. Им постоянно нужна смена обстановки или действий, иначе мы теряем их внимание.

— Есть ли у вас любимый спектакль?

— Все спектакли, в которых я играю, для меня — любимые, потому что они достаются нелегким трудом и требуют эмоционального, психического и физического вложения. Я люблю играть острохарактерные роли, так как они позволяют больше проявить себя. Играя героя, ты никак не можешь выскочить из образа. Есть несколько ролей, в которых как раз нужно показать характер. Например, Васька-бражник в «Сказе о граде Лебединце» — это сложный персонаж, которого очень жалко, несмотря на то, что он предатель.

— В чем особенности работы актера-кукольника?

— От драматического театра кукольный, в первую очередь, отличается воплощением. Все то, что драматический актер воспроизводит своей мимикой, пластикой, жестами, мы передаем руками. Мы забиваем все эмоции на кончиках пальцев, через электричество в них нужно создать характер. Мы работаем с куклами, которые являются и профессиональным инструментом, и продолжением актера. Очень многое зависит от маски куклы: она не должна быть обезличенной. При этом, важно уметь быстро переключаться, так как зачастую бывает и семь, и восемь ролей в одном спектакле. Ширма позволяет очень быстро изменить образ, что часто спасает, если возникают какие-то проблемы. У нас был случай, когда перед спектаклем заболели два актера. Тогда мне и Марату Сабирову пришлось играть двух персонажей в одной сцене одновременно. Никто не заметил, что в диалоге льва и шакала обоих персонажей играет один актер.

— Какие три ассоциации у вас вызывает кукольный театр?

— Три ассоциации — работа, зрители и удовольствие. Я не люблю отпуск, потому что мы не играем спектакли. Спектакль — это час безвременья, в котором чувствуешь себя совершенно по-другому. Неважно, болит ли спина или голова, на сцене это перестаешь замечать.

«Куклы могут быть сделаны практически из всего, что угодно»

Михаил Филичев, конструктор кукол

— Как можно стать конструктором кукол?

— Поступить в Нижегородское театральное училище на отделение технологии художественного оформления спектакля. В программе есть курс изготовления театральных кукол. Ну и, конечно, иметь интерес к созданию чего-либо своими руками.

— В чем заключается ваша работа?

— Моя работа находится внутри куклы. Конструктор занимается механикой — внутренним устройством. Она должна двигаться на сцене: вращать головой, двигать глазами, наклоняться в разные стороны, открывать рот. Я создаю механическую основу, которой актер будет управлять. Внешний вид куклы создает художник: он рисует эскиз, создает маску для куклы — ее лицо, разрабатывает костюмы.

— Какими бывают театральные куклы?

— Куклы отличаются системами управления. Основные два вида — это верховые и низовые. Верховыми куклами актер управляет сверху, это, например, тростевые куклы, а низовыми, соответственно, снизу, в основном, это марионетки. Есть открыто управляемые куклы, которых актер направляет без ширмы. Это обычно очень большие куклы, обладающие сложной внутренней механикой. В нашем театре, за очень редким исключением, используются тростевые куклы.

— Как много времени уходит на создание куклы?

— Время, за которое создается кукла, зависит от многих факторов: могут быть какие-то определенные особенности, сложные дополнительные механики, а может их не быть. Если их нет, то это относительно недолгая работа, но все зависит от конструктора и художников. В училище одну тростевую куклу делают целый семестр, то есть полгода. В театре процесс, конечно, проходит быстрее. В плане материалов куклы очень разнообразны и могут быть сделаны практически из всего, что угодно, начиная от упаковок и пластиковых бутылок и заканчивая специальными строительными материалами. Все зависит от замысла художника. Например, одна наша художница использовала фольгу от конфет для того, чтобы сделать куклам глаза.

— Что происходит с куклами после выхода «на пенсию«?

— После того, как спектакль снимают с репертуара, у кукол может быть разная судьба. Какие-то куклы попадают в музей, другие — в хранилище, третьи — на разборку (тогда их части используются для создания новых героев), ну а что-то, конечно, хоронится на городской свалке.

Автор: Ксения Лашкова

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем