Александр Иванов: «Экоинициатива „Зеленый свет“ очень важная, и я готов в это дело вкладываться»
18 августа 2023 года, 14:23
Рабочая группа по экологии и экологическому просвещению создана при Общественной палате Нижегородской области.
На совете Общественной палаты Нижегородской области в Доме народного единства была утверждена рабочая группа по экологии и экологическому просвещению. С инициативой ее создания выступил председатель палаты, президент ННГУ им. Н.И. Лобачевского, почетный гражданин Нижегородской области Роман Стронгин. Цель рабочей группы — разработка рекомендаций для включения в «Концепцию экологического образования (просвещения) Нижегородской области». В нее вошли ученые, общественные деятели, педагоги, представители органов власти, бизнеса и СМИ — всего 18 экспертов. Среди них — доцент НГАСУ, кандидат экономических наук, лауреат премии Нижегородской области в сфере окружающей среды Александр Иванов. Он ответил на наши вопросы о «Концепции экологического образования (просвещения) Нижегородской области».
— Почему в последнее время так активно заговорили о необходимости экологического просвещения?
— У нас была волна очень серьезного экологического интереса в конце 1980-х — 1990-х годах. Сейчас это возвращается, и я бы это расценивал как очень положительный момент. Думаю, что для экологов-профессионалов очень важно этим воспользоваться.
Идут процессы, когда интересы общества переключаются с одного вопроса на другой: люди всё больше задумываются о качестве своей жизни, а качество окружающей среды ее важная характеристика. Это говорит о том, что люди стали лучше жить и у них появилось больше времени, чтобы думать о своем будущем и будущем своих детей.
Еще одна причина — действия наших властей, которые продемонстрировали, что понятие комфортности городской среды — это не просто политика. Это то, что реально улучшает жизнь людей. Посмотрите на Нижний Новгород, другие города России, и это самые мощные изменения за последние лет сорок. Ведь среди критериев комфортности городской среды есть такой, как микроклиматическая комфортность, которая создается и зелеными насаждениями, и водоемами… Все это подстегивает интерес людей к экологической проблематике.
Комфортность среды влияет на молодежь. Они выбирают место жительства, свою профессиональную траекторию, и тот регион, который как раз обеспечивает качественный микроклимат. Это серьезный момент как на индивидуальном уровне, так и на уровне планирования деятельности в регионе.
— Как вы оцениваете инициативу о создании в области концепции экологического просвещения, и нужна ли такая концепция?
— Инициативу оцениваю положительно и думаю, что подобного рода деятельность представителей СМИ может выполнить роль объединителя общества в этом вопросе. Понятно, что у каждого есть свое мнение, свои локальные интересы, и хорошо, что есть люди, которые готовы взяться и сформировать единое мнение в этом вопросе. Без этого успеха нам не добиться.
Такая программа на областном уровне очень нужна. При всей разности точек зрения есть позиция президента и правительства, которая заключается в том, что к 2060 году Россия должна перейти к углеродной нейтральности в соответствии с принятыми на себя обязательствами по Парижским соглашениям 2015 года. Это очень серьезное обязательство и очень серьезная задача, которая на самом деле меняет мир. Я бы сравнил это с революцией в истории человечества. Это, по сути, переход к использованию главным образом возобновляемой энергетики. И тут решается одна очень важная задача — формирование экологически безопасной среды, которая не угрожает здоровью человека, среды, в которой будут существенно снижены метеорологические риски. Поэтому я к этой инициативе отношусь очень серьезно. Думаю, что это одна из важнейших инициатив, которая позволила бы сформировать грамотное отношение людей к формированию городской среды, к управлению этой средой, вообще всей средой обитания в нашем регионе. Это очень важная вещь, и я готов в это дело вкладываться.
— Что из себя должна представлять концепция, каковы ее механизмы?
— Когда речь идет только о концепции, то о механизме говорить немного рано. Механизм реализации — это, скорее, стратегический план. Концепция — это первый шаг, когда озвучены главные идеи и принципы. Впоследствии на основе этого должна быть разработана детальная программа. Думаю, что эта программа должна быть долгосрочная с учетом перехода к углеродной нейтральности. При этом экологическое просвещение и воспитание должно быть опережающим, и основные задачи по экологическому просвещению должны быть решены в ближайшие 10−15 лет. В конечном счете позитивные тенденции экопросвещения должны найти отражение в управленческой деятельности, в поведении конкретных людей, в деятельности организаций — это очень серьёзная вещь.
— Как, на ваш взгляд, воспитать человека экологичного?
— Я занимаюсь вопросами образования в рамках деятельности кафедры ЮНЕСКО и могу сказать, что у ЮНЕСКО есть одна совершенно замечательная идея. Она заключается в образовании на протяжении всей жизни. Поэтому, если мы ведём речь об экологическом просвещении и образовании, то оно должно относиться ко всем группам населения, и перекоса только в сторону детей быть не должно. Давать им экоуроки, а самим продолжать, извините, гадить — это ложная концепция. Все возрастные группы должны быть вовлечены в это дело и делаться это должно через практику. Это самый эффективный путь, на мой взгляд. Наибольших успехов мы добьемся, формируя как раз комфортную среду внутри населённых пунктов, городов… Это могут сделать жители каждого дома, каждого микрорайона, это нужно делать руками людей — сажать деревья, приводить в порядок водоемы, помогать братьями нашими меньшими. Мы не можем свести экологическое просвещение только к тому, чтобы ознакомить обучаемых, как правильно действовать, а самим продолжать прежний образ жизни по сути очень не экологичный. Мы все вместе должны действовать, опираясь на самые современные знания. Поэтому только через практику.
— Какую роль в системе экологического просвещения должна и играть система образования?
— Конечно, лучше всего, если вся эта экологическая деятельность будет встроена в систему образования, как ее часть. В своё время я помогал переводить учебник по окружающей среде одного американского орнитологического общества. Так вот, самый первый получасовой урок для шестилеток был посвящен сбору и сортировке отходов, сделанных, конечно, из папье маше. Они соревновались, кто быстрее отсортирует шесть категорий отходов. Это игра, но если это дальше не поддержано реально действующей системой обращения с отходами, то это будет бесполезно. Поэтому всё должно быть завязано на практику и связано с нашей системой образования. Мы можем разные варианты рассматривать как дополнительное образование, как часть обязательного, но в любом случае это не может быть инициативой просто одиночек. Это должна быть целостная система, и результат должен быть такой, который просто изменит нашу жизнь.
Напомним, на сайте Общественной палаты Нижегородской области создана площадка рабочей группы Эко-инициативы «Зеленый свет». Там размещается информация с конкретными предложениями по экологическому воспитанию и просвещению, реальные кейсы экологических практик, которые уже приносят результаты, а также мнения экспертов по организации и структуре образовательного и воспитательного процесса в области экологии.