«КПД»: история одного издательства
22 ноября 2023 года, 13:57
Издательский проект «КПД» = Колобродов, Прилепин, Демидов. Именно под этим брендом увидела свет антология русской военной поэзии «Воскресшие на Третьей мировой» (18+), уже ставшая бестселлером, продолжают выходить тома полного собрания сочинений Эдуарда Лимонова, выходят сборники стихотворений современных поэтов. ИА «Время Н» публикует беседу с одним из идеологов и руководителей «КПД» — поэтом, критиком и литературоведом Олегом Демидовым.
- Олег, расскажи, с чего началась история издательства «КПД»?
- Первого января минувшего года мы с литератором и публицистом Алексеем Колобродовым получили письмо от Захара Прилепина: «Мужики, давайте издавать такие книги, которые никто, кроме нас, и не додумается издать». Пошли разговоры, надо свое издательство организовывать, набирать целый штат, снимать офис, искать типографии… На что Прилепин сказал: «Я придумал вариант получше! У нас будет книжная серия, особый бренд, с которым мы сможем заходить в любые издательства». Быстро нашли название под эту серию — по первым буквам наших фамилий — «КПД». Угадай, кто придумал? Мы составили примерный список тех имен и фамилий, за кого готовы взяться.
- Какой книге досталась роль первой ласточки в проекте?
- Первой ласточкой стало собрание сочинений поэта из круга Сергея Есенина — Ивана Приблудного (книгу обозвали «Все написанное» (18+)). Издали у Вадима Месяца в «Русском Гулливере». До этого выходили сборнички Приблудного, но были достаточно бестолковыми: откуда взяты стихотворения, в какой редакции публикуются, почему именно в таком порядке даны — вопросов было много, и их пришлось разрешать.
Но отправной точкой для «КПД» послужила наша совместная работа над полным собранием стихотворений и поэм Эдуарда Лимонова (кстати, на днях вышел третий том, в следующем году появится последний — четвертый (18+)).
- Думается, пора подводить первые итоги. Что сделано «КПД» в этом году?
- Откомментированный сборник православной лирики Сергея Есенина «Спаса кроткого печаль» (12+), дебютные сборники (18+) Татьяны Коптеловой, Дмитрия Молдавского и Вадима Пекова (первые два — выпускники нашей литературной мастерской Захара Прилепина, третий — моя креатура, подсмотренная на концертах куртуазных маньеристов), новые книги Анны Долгаревой, Марии Ватутиной, Олеси Николаевой, Алексея Остудина, Игоря Караулова, Александра Пелевина и Андрея Добрынина.
Про Андрея Владимировича Добрынина — это трагическая история: человек всю жизнь писал, издавался за свой счет (толстые книжечки по полтысячи страниц), и тут первая книга «Богомол» (18+), которую ему издали в профессиональном и большом издательстве… И Андрей Владимирович умер, так и не увидев эту книгу.
- Кстати, по поводу «захода в любые издательства», а где были изданы все эти книги?
- Все это издано в «Лире» (одно из воплощений издательства «Питер»). Мы спелись и сдружились, поэтому в ближайшее время будем работать с ними. «Моя сторона истории» (18+) Караулова выйдет вторым тиражом в твердой обложке. Пока занимаемся поэзией — классической и современной. Но собираемся освоить и прозу, и нон-фикшен.
- Немного об авторах и их книгах. Разумеется, на твой выбор.
- Если говорить о каких-то книгах с историей, то выделю три таких. Во-первых, Татьяна Коптелова — выпускница нашей литературной мастерской; пришла с прозой, ушла, осознав себя поэтом. И как можно уследить за ее развитием: антология «Воскресшие на Третьей мировой» (18+), концерты «Тавриды» (18+), дебютная книга — все развивается молниеносно и в лучшую сторону. Ее поэзия — такая, знаешь, от лица всеобщей сестры, которая провожает своих братьев на войну, а «мирная» поэзия и чистая лирика — написана ровно для одного человека, которого она ждала всю жизнь и, к счастью, дождалась. Все к нему обращено.
Во-вторых, отмечу книгу Дмитрия Молдавского (18+) — тоже выпускника нашей литературной мастерской. Он в 1990-е проучился полгода-год в Литературном институте, потом женился, ушел в «мирную» жизнь, последние годы работает на заводе. И все это время писал и пишет стихи. К нам попал почти случайно: послал подборку, коллеги забраковали, я же сказал — нет, вот его точно берем — делайте, что хотите. И взяли. И не зря! Мы как раз отменили к этому времени общепринятый идиотский ценз — брать писателей до 35 лет. Вот дурость, да? - Писатели, скажем так, начинаются и после 35?
- Да. И с Молдавским не прогадали. Его поэзия — сплав огненного православия и рубленной постакмеистической традиции: хочешь, не хочешь, а некоторые строфы запоминаются сами собой.
В-третьих, выделю Вадима Пекова. Я с ним случайно познакомился на концертах куртуазного маньериста Андрея Добрынина: стояли позади, выпивали и закусывали, пока мэтр читал свои стихи. Там целая компания такая собралась. И вот началась СВО, мы стали собирать антологию современной поэзии — и пишет Вадим: «Олег, посмотри; может, что-то и пригодится для антологии». Я открываю — а там такая ясность мысли, такая лингвистическая игра, такой опыт зашиты в подкорку, что диву даешься! Потом стал выяснять: Пеков прошел несколько горячих точек, в том числе застал самое начало украинских событий, сейчас на заслуженной пенсии. И вот эта военная поэзия — просто шедевр. Очень горд, что удалось его найти, разглядеть и опубликовать.
- Давай попробуем заглянуть в обозримое будущее?
- Мы уже подготовили к изданию собрание сочинений (18+) поэта-фронтовика Павла Николаевича Шубина (1914−1951) — это был настоящий берсерк: и военный корреспондент, и боец, и воевал на Волхове, под Ленинградом, в Норвегии и на Дальнем Востоке; описал все рода войск, дал пару дюжин поэтических портретов своих сослуживцев. Уникальнейший человек! В советское время выходили опять-таки неуклюже составленные сборнички, без комментариев, с туманными предисловиями… А мы откопали еще и военкорские заметки, и редкие фотографии, и веселые частушки с Волховского фронта, и полтора десятка песен, сочиненных Шубиным, — среди прочего «На сопках Маньчжурии», «Волховская застольная» и т. п. В общем собрали все, что только можно. Теперь ищем спонсора под достойное издание.
В планах с десяток поэтических сборников ведущих поэтов страны. Имен пока раскрывать не буду. А еще проза: в «портфеле» лежит новая вещь Германа Садулаева, подумываем о том, чтобы издать пару-тройку ребят с литературной мастерской. Есть несколько вариантов стихов и прозы от наших ребят с передовой.
Словом, будем работать! А там как Господь управит.
Возрастное ограничение: 18+.
Автор: Дмитрий Ларионов