Елена Тихомолова: «От гепатита С избавиться легче, чем от вредных привычек»
14 марта 2024 года, 14:56
Сегодня инфекция излечима на 100%.
Елена Геннадьевна Тихомолова, заместитель главного врача ГБУЗ НО «Инфекционная клиническая больница №2» и главный внештатный специалист Минздрава области по инфекционным заболеваниям, уверена: бояться гепатита С, вокруг которого существует множество мифов, не нужно. Сегодня эта болезнь излечима практически полностью.
— Начнем с главного, Елена Геннадьевна: чем страшен гепатит С?
— Начнем с определения: вирусный гепатит С относится к так называемым парентеральным вирусным гепатитам.
— Парентеральные — слово не очень понятное.
— Это значит, что заражение происходит не через желудочно-кишечный тракт и не воздушно-капельным путем. Например, гепатиты А и Е передаются, как кишечная инфекция: с грязной водой, с пищей, через немытые руки. (Медики различают семь видов вирусных гепатитов, обозначаемых латинскими буквами A, B, C, D, E, F, G. — Прим. ред.)
Парентеральными называют те инфекции, заражение которыми происходит другими путями. Первый — через кровь, вернее, через контакт с инфицированной кровью. Такой путь заражения еще называют гемоконтактным.
— А если у больного гепатитом С пойдет кровь из носа, он может заразить тех, кто рядом находится?
— Нет, в быту, даже если приходится контактировать с кровью больного, заразиться нельзя. Если, конечно, у вас нет повреждения кожных покровов. Заражение возможно в случаях контакта недезинфицированных инструментов с кровью здорового человека. Это может быть при инъекциях, каких-то процедурах типа татуировок, маникюра, педикюра или пирсинга.
Риск заразиться в медицинских учреждениях практически отсутствует. Потому что вирус гепатита С не сохраняется на поверхности и при обработке любым дезинфектантом, очень быстро исчезает. А в медучреждениях весь инструментарий обязательно обрабатывают.
До определенного времени, когда еще не знали о вирусе гепатита С, существовал риск получить вирус при переливании крови, но сейчас вся донорская кровь обязательно проверяется на маркеры вирусных гепатитов, в том числе, и на вирус гепатита С.
Минимизировать риски при проведении манипуляций в тату-салонах или в парикмахерских человек может сам, обратив внимание на наличие у заведения соответствующих сертификатов и средств дезинфекции. Дезинфекция, кстати, начинается с банального мытья инструментария от всех биологических жидкостей. Потом он обрабатывается определенными дезинфицирующими веществами, проводится термальная, ультрафиолетовая или какая-то дополнительная санитарная обработка. Соблюдать правила дезинфекции очень важно, хотя бы потому, что кроме гепатита С есть и другие, более опасные инфекции.
Никаких гарантий нет только там, где речь идет о наркотиках и прочих злоупотреблениях.
— И это все варианты заражения?
— Нет. Есть еще два пути заражения: половой и, так называемый, вертикальный. Это когда мать с гепатитом С передает болезнь своему ребенку при родах. Но вероятность таких исходов очень мала. По статистике риск получить заболевание через половой акт порядка 10 процентов, а при вертикальном пути — не более пяти процентов.
— Судя по вашим словам, заражение вирусом гепатита С — дело, так сказать, индивидуальное. А могут ли возникать условия для массовых всплесков?
— Скорее, массовые всплески — это результат увеличения выявляемости заболевания. Например, в 90-е годы регистрировался подъем заболеваемости, но это было, в том числе, следствием обследования больных наркоманией, у которых выявлялся и гепатит С, параллельно, кстати, с ВИЧ-инфекцией.
Был определенный подъем регистрации вирусного гепатита С во время пандемии коронавируса просто потому, что носителе вируса стало больше поступать в больницу. А какой-то естественной волны заболеваемости, как, скажем, для воздушно-капельных инфекций, нет.
Очень часто выявление гепатита С происходит при каких-то диспансерных обследованиях, или когда пациента обратился по поводу другого заболевания печени.
— То есть, это не вспышка заболеваемости, а лучший учет?
— Можно и так сказать. Мы сейчас активно боремся с гепатитом С и каждый год растет выявление, но именно за счет скрининга, чтобы решать вопрос лечения.
— Сколько же сейчас зарегистрировано пациентов с гепатитом С?
— В Нижегородской области на диспансерном учете состоит примерно 18 тысяч человек.
— И долго ли нужно лечиться?
— Если мы раньше говорили о лечении в течение года с применением сложной терапии, то сейчас это 2−3 месяца.
— Лечение в стационаре или амбулаторное?
— Амбулаторное. Больной принимает таблетированные препараты, которые хорошо переносятся. Нужно только соблюдать определенный режим правильного приема. И через 2−3 месяца вирус совсем исчезает у 98 процентов пациентов.
— Есть ли какие-то специальные требования для больных? Диета, физические нагрузки?
— Конечно, есть диеты, разумеется, есть определенные ограничения, например по употреблению алкоголя. Но они не влияют на качество жизни пациента.
— Давайте попробуем сформулировать алгоритм поведения для человека, который хочет убедиться, что он не заражен вирусом гепатита С.
— Во-первых, сделать специальный анализ крови на наличие антител к вирусу гепатита С. Кстати, с этого года такое обследование включено в диспансеризацию.
— Еще один аргумент не пренебрегать этим мероприятием. А потом, если анализ положительный, обратиться к специалисту?
— Обязательно. И только он определит, есть ли в организме вирус, или ты уже с ним расстался.
— Есть ли какие-то симптомы, указывающие на заражение?
— Гепатит — это воспаление в печени, и в обычной ситуации оно проявляется нарушением ее функций, одна из которых — желчеобразование. Поэтому происходит пожелтение кожи и белков глаз. Недаром гепатиты раньше называли «желтухой».
Но дело в том, что гепатит С в большинстве случаев протекает скрытно: не бывает пожелтения, нет повышения температуры, нет нарушений самочувствия. Организм как бы не замечает заражения.
За это, собственно говоря, гепатит С обозвали «ласковым убийцей», потому что он не только заражает незаметно, но и долгие годы протекает без каких-либо клинических последствий.
Определение «ласковый убийца», в принципе, уже не актуально. Это не летальная инфекция. Сам факт, что она протекает много лет, а человек ее не замечает, говорит о том, что не такой уж глобальный ущерб здоровью наносится. Хотя медленно, но верно способствует нарушению функций печени.
Поэтому очень важно гепатит С вовремя выявить и, самое главное, пролечить. Эта болезнь абсолютно излечима.
— Есть ли у гепатита С какие-то возрастные «предпочтения»? Или «климатические»? Например, менее активно он развивается в жарком или морозном климате?
— Пожалуй, нет. Болезнь не зависит от возраста больного или климата, в котором он живет. Скорее, это связано с социальными аспектами жизни. Большинство инфицированных находятся в возрасте 30+ с уже сформированными вредными привычками. У старшего поколения выявляется тот самый гепатит, который протекал скрытно. Дети инфицируются крайне редко.
— Правильно ли я понял, что если выполнять правила гигиены, в том числе и поведенческой, то не заболеешь, а уж если это случилось, то вылечиться от инфекции можно за понятный срок с помощью таблеток.
— Именно. В России препараты, которые эффективно помогают от гепатита С, зарегистрированы с 2015 года. К сожалению, пока они еще не производятся у нас, воспроизвести препараты высокого научного уровня не так просто. Но они есть, они доступны. Сейчас доступность этих препаратов значительно выше.
Учитывая, что гепатит С протекает очень медленно, годами и десятилетиями, бурного течения болезни не бывает, скоропостижных смертей тоже, у любого заболевшего есть все шансы исправить ситуацию.
Главное, не вредить самому себе. Если кроме гепатита С на печень будут давить алкоголь, наркотики, вредные привычки, токсические вещества, то это уже совсем другая история.