«„Бамбир“ — это образ жизни»
31 июля 2017 года, 10:02
Армянская фолк-группа The Bambir приезжает в Нижний Новгород как участник международного фестиваля «Рок чистой воды — 2017». Также у музыкантов запланирована встреча с армянской диаспорой Нижнего Новгорода. Член оргкомитета фестиваля Светлана Кукина задала основателю «Бамбира» Гагику Барсегяну несколько вопросов.
— Что сегодня наиболее ярко вспоминается из семидесятых, когда группа только начинала играть?
— Рок семидесятых с величайшими музыкантами, недостаток информации, ограниченный доступ к музыкальным материалам, наш энтузиазм и романтизм всей этой абсурдной эпохи.
— Почему взяли название «Бамбир»?
— Послушав нас, один из наших друзей, скульптор Завен Коштоян предложил назвать группу «Бамбир» — это старинный струнный инструмент. Бамбир также означает бард, скоморох. Нам сразу оно понравилось, и как-бы сразу название и стиль слились.
— Как появилась идея играть Комитаса и старинную музыку?
— Будучи окруженной странами, несущими разные культуры и музыкальные традиции, маленькой Армении пришлось нелегко, чтобы сохранить свою культуру. Именно Комитас внес огромнейший вклад в сохранении идентичности армянской музыкальной традиции. Мы уверены, что если хотите создать что-то ценное в искусстве, вы должны идти к своим истокам. Тогда все, что вы создаете, будет естественным, оригинальным и искренним.
— Этническая армянская музыка — какие это музыкальные материалы, какие музыкальные тексты (песни, молитвы, танцы), и где вы их берете?
— У нас есть волшебный музыкальный комод с этническими материалами. А если всерьез, в своем опыте мы часто вдохновляемся тем богатым наследием музыки, которое нам оставил Комитас, переводя хазы древнеармянской музыки в систему нотной записи. Но в нашем репертуаре не только армянские этнические мотивы, но также элементы средневековой христианской культуры.
— Как в группу влились молодые музыканты?
— Сначала Арман Кочарян и Нарек Барсегян, будучи 7−8-летними детьми, начали играть, скопировав нас и сочиняя свои песенки. Они же, можно сказать, выросли в Ленинаканском театре, где мы с родителями Армана работаем уже много лет. Они были окружены музыкантами, актерами и режиссерами, так что их выбор был неизбежен, хотя я еще тогда осознал, что им будет нелегко заниматься этим в постсоветском пространстве. Вскоре к ним присоединился Арик — флейтист, и когда парни поступили в Ереванские вузы и переехали в столицу, к ним присоединился Ашот Корганян — ударник. К этому времени они уже были состоявшейся группой в Армении. Ашота через несколько лет пришел заменить Вардан Паремузян. И пошло, поехало…
— В каких странах выступал «Бамбир», и где встречали самые теплый прием, самое большое понимание?
— «Бамбир» за всю свою историю выступал в разных концах света. США, Ирландия, Россия, Эстония, Белоруссия, Иран, Турция, Ливан, Польша, Франция… Где бы группа не выступила, ее всегда принимают радушно и тепло. У коллектива особая энергетика. Приходите на наши концерты и убедитесь.
— В «Бамбире» в разное время переиграли около 50 музыкантов. Как происходит эта ротация, она специально организована? Можно ли в этой связи считать «Бамбир» своего рода рок-школой?
— Действительно, за 40 лет существование группы более 50 музыкантов прошли через «Бамбир». Но там нет ротации. Все происходит естественным путем. Кто-то считает наш коллектив школой, кто-то субкультурой, кто-то музыкальной группой… для некоторых «Бамбир» — это образ жизни.
— На каких старинных национальных инструментах играет «Бамбир» и где вы их находите?
— В некоторых наших проектах мы использовали саз, тар, бамбир, канун, дудук, шви… Покупаем у частных людей, иногда они сами нас находят. У нас дома тоже есть классная коллекция. Приезжайте к нам в гости и с удовольствием покажем все эти инструменты. В данный момент у нас в основном классические инструменты, но это не мешает передать дух традиции или данного периода.
— Сегодняшний стиль «Бамбира» — что это такое, что он собой представляет?
— Смесь фолка с пьяным рок-н-ролом.
Автор: Авторы фото — Герман Авакян (группа The Bambir) и Айк Барсегян (Гагик Барсегян)