«Для меня профессия учителя — это возможность раскрыть свои творческие способности»
17 октября 2016 года, 14:24
Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью с победителем конкурса «Учитель года 2016», преподавателем английского языка средней школы № 1 города Перевоз Дмитрием Стожаровым для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».
— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Этот человек в детстве копал огороды и кормил домашний скот, вырос на селе в простой семье рабочих, а в этом году его признали лучшим учителем в Нижегородской области. У нас в гостях победитель конкурса «Учитель года 2016», преподаватель английского языка средней школы № 1 города Перевоз Дмитрий Стожаров. Дмитрий, здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Скажите, что вас так смущало в родителях-рабочих, что вы решили стать учителем?
— Честно, меня никогда не смущали обычные рабочие профессии, всегда к ним относился с уважением. Но если копнуть поглубже в мою родословную, то там можно найти учителей.
— Бабушка, например?
— Да, бабушка — это один из тех людей, с которых я, прежде всего, брал пример. Я был у нее на уроках, когда еще был совсем маленьким: мне было 4−5 лет, и уже тогда у меня вызывала восторг школа, весь этот учебный процесс, уроки, дисциплина, особенно как это было в советское время.
— Вы сейчас строгий порядок советского времени пытаетесь перенести в российскую действительность. Получается?
— Мир меняется, и школа меняется. Все то, что было раньше, уже, может быть, не всегда и нужно. У нас новые технологии, новые законы, новые стандарты, которые требуют и от нас много нового. Однако я думаю, что не стоит совсем забывать то хорошее, что было в нашей школе раньше.
— Вы родились 16 октября. В этот день также родились: ирландский писатель Оскар Уайльд — он любил шокировать публику авангардными нарядами, которые придумывал сам; бразильский футболист Фалькао, который получил прозвище «8-й царь Рима» за то, что при нем клуб «Рома» стал чемпионом Италии; а также лидер рок-группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, который отлично знает китайский язык и даже работал переводчиком за рубежом. Кто из этих людей для вас наиболее ближе и почему?
— Для меня, наверное, близок Оскар Уайльд. В детстве я читал его произведения, в том числе и на английском языке. Его книги, которые я знаю, наполнены чувственными моментами, иногда даже трагичными, которые цепляют и волнуют душу.
— Я знаю, что вы с тринадцати лет пишете стихи, нет ли мысли написать роман подобно Уайльду?
— Роман в прозе я не стремлюсь написать. Я не сторонник прозы, хотя сам очень люблю читать книги, увлекаюсь классикой, особенно русской и зарубежной. Но в мыслях у меня есть написание в будущем какой-то большой поэмы, а, может быть, и романа в стихах, если получится. Конечно, Пушкина мне не переплюнуть, но к лучшему всегда стоит стремиться.
- Я знаю, что поначалу не все ваши ученики воспринимали вас как учителя, даже пытались говорить на «ты». Вы принимали участие в конкурсе «Лучший учитель года» для того чтобы восстановить справедливость, чтобы что-то кому-то доказать?
— Это был ранний момент моей педагогической деятельности, когда я был на последнем курсе и по возрасту не намного был старше своих учеников. Были проблемы с дисциплиной, где-то действительно ученики хотели видеть меня своим другом, а не старшим учителем. Но потом, с возрастом, все больше набираясь опыта, я стал стремиться к тому, чтобы дисциплина присутствовала с самого первого урока. Здесь, наверное, и мужской голос играет какую-то роль: он пониже и погромче, лучше действует на учеников.
— Согласно результатам опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения накануне 1 сентября 2016 года, почти 80% жителей страны не считают профессию учителя престижной. Перед Днем учителя праздничное настроение не портится от такой статистики?
— Нет. Я не особо обращаю внимания на такую статистику. Все-таки у каждого человека, когда он идет в профессию, есть свои пожелания, свои цели. Я согласен с тем, что если ты хочешь стать учителем или педагогом, то прежде всего должно быть призвание. И в каждой профессии есть свои плюсы и минусы. Не нужно думать, что учитель — это плохо, что деятельность сводится только к работе с детьми. Это многогранная профессия, и для меня в первую очередь — это возможность раскрыть свои творческие способности, потому что творческий аспект наблюдается практически в каждом моменте нашей работы. Кроме того, наша профессия является нескучной: постоянно что-то происходит, меняется.
— Вот вы говорите про призвание, про нескучность. А люди говорят, что в учительстве может привлекать только большой отпуск и досрочная пенсия. Вас из этого что привлекает больше всего?
— Отпуск действительно большой, практически два месяца, но бывают всякие моменты: нужно помочь школе, какие-то проблемы возникают, например, с документами учащихся, родителям срочно что-то нужно, и мы не отказываем никогда, приходим на помощь в любых моментах. Нельзя сказать, что у нас отпуск строго 56 дней. Что касается пенсии, то учителя — очень увлеченный народ, поэтому всегда хочется работать и добиваться вместе со своими учениками каких-то успехов. Но все-таки наша работа действительно нелегка, и то, что есть досрочная пенсия, это, я думаю, разумная компенсация за наш труд.
— Иностранные языки не всем даются легко. Мы помним, как в советской комедии «Баламут» главный герой Петя Горохов никак не мог выучить английский язык и неожиданно заговорил на нем в конце фильма. Скажите, есть какие-то упражнения, которые позволяют английские слова запоминать лучше и быстрее избавляться от такого нашего традиционного русско-английского акцента?
— Наш акцент закладывается с младенчества. И полностью от него избавиться очень трудно, но все-таки можно стремиться к тому, чтобы его минимизировать. Конечно, есть много всяких советов, методик, упражнений, но в основном все равно зависит от преподавателя. Лучше всего помогает учение с носителем языка. Когда ты с ними общаешься, ты не только быстрее учишься говорить по-английски, быстрее запоминаешь грамматику, но в том числе это как раз позволяет приблизиться к их правильному произношению.
Если же человек хочет самостоятельно заниматься и улучшить свое произношение, то проще всего пойти в книжный магазин и купить учебник по фонетике с аудиокурсом. Но самоконтроль не всегда будет идеален. Поэтому профессиональный преподаватель лучше направит в нужное русло.
— Я вспоминаю свою историю, когда учили в 4 или 5 классе английский, нужно было звук выговаривать «th». Надо мной смеялся весь класс: никак у меня не получался этот звук. С такими смешками как-то боретесь сейчас в школе?
— Эта ситуация актуальна и сейчас у многих учеников. Проблема в том, что в нашем языке нет подобных звуков, и русскому человеку с его артикуляционным аппаратом не привычно их произносить. Мы чаще произносим «с» и «з» вместо этого «th». Но своих детей я стараюсь обучать сразу правильному варианту.
— Как вы относитесь к тому, что многие считают, что нужно своих детей приучать к иностранному языку с младенчества? Говорить с ним на иностранном языке — французском или английском — и так далее. Вы за такую практику или против?
— Это дело каждого родителя, индивидуальное. Если он желает, чтобы его ребенок с самого младенчества изучал язык, то, пожалуйста, можно это делать — не будет хуже для ребенка. Считается, что в раннем возрасте полезно изучение языков, и запоминается он лучше. Но я не сторонник этого полностью, потому что все-таки хочется, чтобы у детей было детство, ведь кроме английского есть еще много других интересных занятий.
— Возвращаемся к звукам. Говорят, можно взять свечку и с ее помощью тренировать какие-то звуки. Так это или бред?
— Когда мы учились в институте, мы тренировались с зеркалом. И когда нам преподаватель говорил, как располагается язык, он не всегда это мог показать, а мы могли посмотреть в зеркало и сделать правильно. Я думаю, что метод со свечкой приемлем к изучению английского языка. Есть звуки такие, которые произносятся с придыханием, например, звук «h», который практически не слышно: если мы говорим неправильно, то произносим его как «хэ».
— В слове horse, например?
— Можно как раз потренироваться на свечке. Получается легкий-легкий такой звук. Я, например, его сравниваю с тем, когда мы зимой дышим на замерзшее окошко — похоже по звучанию. Такой звук можно тренировать. Если звук более резкий, свечка должна погаснуть.
— Мужчин учителей считают вымирающей профессией: по статистике в России женщин-учителей 86%, а мужчин-учителей не более 14%, и Нижегородская область — не исключение. Но вот в разных педагогических конкурсах в 90% случаев выигрывают мужчины. Неужели это происходит только потому, что в жюри сидят женщины?
— Да, я слышал такое мнение, что, якобы, если в жюри сидят женщины, то они мужчин начинают жалеть, у них играет материнский инстинкт. Возможно, доля правды в этом есть, но сам факт того, что действительно педагогов-мужчин не так уж и много, тоже играет определенную роль, поэтому, наверное, хочется их поддержать, чтобы мужчины были в этой профессии.
— Особенно хочется поддержать вас на 8 марта. Как тяжело вам, наверное, приходится в вашем педагогическом коллективе!
— Да, мужчин не так много, но все-таки они есть. Возможно, здесь играет роль психологический момент. Все-таки мужчина более стрессоустойчивый, чем женщина, в том смысле, что женщины больше за все переживают. Еще даже ничего не произошло, а они уже за очень большой период начинают об этом думать. Это особенность их психики.
— Я знаю, вы написали эссе «Быть учителем — мужское занятие». Если это так, почему же мужчины не идут работать в школы? Наверняка, с мужскими качествами несладко приходится в женском коллективе?
— Мне кажется, что мужчина должен присутствовать в любом коллективе, не только в педагогическом. Мне кажется, наступает более легкая, дружелюбная атмосфера, когда коллектив и разновозрастной, и разного пола. Знаете, в последнее время мне кажется, мужчины стали больше идти в школу, и за это стоит сказать спасибо различным программам, в том числе той, которая была реализована губернатором Валерием Шанцевым — это поддержка молодых специалистов.
— То есть она сработала?
— Я считаю, она сработала, и если будет возможность, то дальше такие программы нужно повторять и даже улучшать. В том, что мужчины не идут в профессию учителя, есть тоже психолого-финансовый момент: все-таки считается, что мужчина должен зарабатывать больше, чем женщины, что это должен быть достойный заработок…
— Школа позволяет?
— Если работать, реализовывать себя и те возможности, которые предоставляются, то вероятность есть большая, но труда тоже придется положить немало.
— Рубрика «На острие». Самые острые вопросы нижегородцев. Читатель газеты «Аргументы и Факты» Светлана Пашкова спрашивает: «Мой сын-шестиклассник никак не хочет учить английский язык, потому что путается в правилах и не запоминает слова. Есть ли какие-нибудь способы быстро разобраться в языке? И как вообще заинтересовать ребенка изучать английский?»
— Проблема мотивации — одна из основных, с которой сталкиваются вот ученики 5−6 классов, я это тоже замечаю в своей деятельности. Когда ребята приходят в начальную школу, они изучают английский язык с удовольствием, для них это новый предмет, плюс он отличается от других, потому что он иностранный, а чем старше ученики становятся, тем сложнее изучение языка.
— Может быть, плохо преподают ваши коллеги-учителя, что пропадает интерес?
— Вы знаете, у каждого педагога свой подход и свое отношение к своей профессии, к своему труду. Я считаю, что, прежде всего на уроке должно быть интересно. Интересно не только ученику, но и интересно самому учителю. Если ты идешь без интереса на свой предмет, лишь бы отвести этот урок и заработать деньги, будет такое же отношение детей, и отдачи мы не получим никакой. А должна быть постоянная мотивация, и даже тех учеников, у которых дело не ладится, но иногда получаются какие-то мельчайшие моменты, за это тоже нужно хвалить, ведь для какого-то ученика, если ты просто скажешь ему «ты молодец», это уже что-то грандиозное. Но и нужно помнить, что есть такие ученики, для которых успех — это полет к звездам. Поэтому нужно соблюдать золотую середину.
— Русский писатель и критик Виссарион Белинский говорил, что «ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника». Готовы ли вы для своих учеников стать соперником, или вам больше нравится быть образцом?
— У меня много девизов по жизни, и один из них о том, что самым главным явлением в школе, самым показательным примером является как раз учитель. Я считаю, что учитель в первую очередь должен быть действительно образцом, даже для подражания — в плане поведения на уроке, внешнего вида, поведения по жизни. Возвращаясь к вопросу о мужчине в коллективе: многие дети обращают внимание на то, как мужчина ведет себя по отношению к своим коллегам-женщинам. И тоже берет во многом с этого пример. А если ученик превзойдет меня в чем-то, я за него буду только рад. Значит, я не зря проработал, значит, мы шли по правильному пути.
— Ваша формула успеха?
— Главный мой девиз перекликается с изречением Чарльза Диккенса: «Совершенству нет предела». Я считаю, что педагог должен совершенствоваться всю свою жизнь, должен добывать что-то новое. Я считаю, что у каждого человека есть своё предназначение в этой жизни, и я свое предназначение вижу в том, чтобы приносить пользу не только для себя, но и другим, в том числе и моим ученикам, чтобы они добились каких-то успехов, и я буду за них очень рад.
— Кстати, у вас английский был самым любимым предметом в школе, или вы его стали преподавать от безысходности?
— Не могу сказать, что я стал преподавателем от безысходности: у меня английский был один из любимых предметов, но у меня были и другие любимые предметы, в частности, история и география. Поэтому когда сейчас задают вопрос, почему ты пошел на учителя английского языка, я для себя сделал такой вывод, что мне нравится изучать не только английский язык, нравится изучать именно страны, их географию, историю, политику, а для успешного изучения без знания английского языка никуда.
— Вы сами сказали про историю, поэтому мы подготовили для вас испытание. Если правильно ответите на наш вопрос, получите книгу «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях», если не правильно, то подарю вам книжку «Скупые годы» о подростках в годы Великой Отечественной войны. А вопрос у нас следующий. Какой вид спорта был официально запрещен в средневековой Англии королевским указом Эдуарда II? Есть четыре варианта ответа: бокс, футбол, плавание, забег с женами на плечах. Как вам кажется?
— Конечно, забег с женами на плечах вызывает сразу улыбку.
— Но, может быть, это специальный правильный ответ.
— Он определенно выделяется.
— Итак, ваш вариант?
— Допустим, бокс.
-Почему бокс?
— Возможно, этот король Эдуард не любил какие-то такие…
— Кровавые?
— Контактные виды спорта и, может быть, не любил кровь.
— Почему не плавание?
— Плавание — нейтральный вид спорта. Если склоняться к этому ответу, то, может, какой-то неприятный случай мог в его жизни случиться…
— А забег с женами на плечах? Такого не могло быть, по-вашему?
— Нет, почему? Если честно, внутри у меня мысль промелькнула, что именно это правильный ответ, но…
— А почему не футбол? Думаете, в Англии никто не решится запретить футбол?
— Попробуйте английским болельщикам об этом сказать!
— Итак, ваш вариант «бокс» бесповоротно. В средневековой Англии городские власти и монархи не раз пытались запретить опасную забаву, которая порой перерастала в кровавое побоище, — это был футбол. Тогда в английском футболе допускалась игра и ногами, и руками, число участников матча не ограничивалось, правил было совсем немного, поэтому игра представляла собой свалку на улицах, вплоть до убитых и раненых. 13 апреля 1314 года жителям Лондона был зачитан королевский указ Эдуарда II, который под страхом тюремного заключения запрещал футбол в городе. Запрет был снят только в 1603 году. Вот так вот, оказывается! Могли в Англии запретить футбол!
— На самом деле, я слышал статистику по современным видам спорта: действительно футбол является более травмоопасным, чем бокс, и он больше вредит здоровью.
— И многие родители боятся отдавать туда своих чад. Неправильный ответ, зато всё честно. «Скупые годы» для вас, Дмитрий.
— Будет, что почитать.
— Спасибо за участие в программе! И желаю успехов вам и вашему педагогическому коллективу, потому что-то, что вы делаете, очень важно, потому что вы не только английский преподаете, но и показываете модель поведения, как мужчина общается с женщиной, как относится к государству и к своей работе. Это дорогого стоит. Спасибо!
— Спасибо! Очень приятно было пообщаться.