«Для региона своя водка выгоднее, это очевидно»
27 июля 2010 года, 15:12
- Вадим Иосифович, для чего было создано Росалкогольрегулирование и что ему уже удалось сделать?
- Сделать удалось немало. Начнем с того, что до 1 января 2009 года алкогольный рынок регулировался 9 ведомствами: министерством финансов, министерством экономического развития, Минсельхозом, министерством промышленности, налоговой службой, федеральной таможней, МВД и т. д. На на тот момент у каждого из них был свой взгляд на алкогольную политику, а, значит, никакой политики не существовало, каждое ведомство тянуло одеяло на себя. Вот для того, чтобы координировать деятельность всех этих органов, и был создан новый орган. В то время порядка 60−70% рынка принадлежало легальной продукции, около 30% - нелегальной, и существовал отдельный рынок суррогатной продукции. В 2008 году было выпито 2,5 млрд бутылок легальной водки, примерно 700−800 млн бутылок нелегальной водки и приблизительно 1 млрд 200 млн суррогатов.
- Водка — основа нашего рынка, все остальное в меньшей степени интересует наше государство и проверяющие органы. Следовательно, Росалкогольрегулирование было создано для решения нескольких проблем: чтобы выработать единую алкогольную политику в отношении производителей; чтобы выработать единую государственную алкогольную политику; чтобы навести порядок и минимизировать вред от нелегальной и контрафактной продукции. Реально орган работает полтора года, но заметен стал только в октябре — ноябре 2009-ого, так как первое время ушло на формирование органов: изначально планировалось создать отделение в каждом субъекте федерации, но, видимо, это оказалось слишком дорого, поэтому пока создано только в каждом федеральном округе.
- И как, справляется ведомство со своими функциями, на Ваш взгляд? Что изменилось?
- Первые лицензии были отобраны в конце прошлого года. До этого государство вполне устраивало наличие нелегального рынка водки, так как он решал серьезную социальную задачу. Если говорить о цене, то год назад соотношение было следующее: легальная водка стоила 90 рублей и дороже, нелегальная — 40−60 рублей, суррогаты — 25—30 рублей. То есть, нелегальная водка в 1,5−2 раза дешевле легальной, а суррогаты — в 3. Суррогаты пьет огромная армия малоимущих людей, которые уже обречены на вымирание, зарплата у которых менее 5 тысяч рублей в месяц. Это люди, выброшенные за пределы нашего общества.
- Нелегальную водку пьют те, кто устроился в этой жизни лучше, чем те, кто употребляют суррогат, но хуже, чем те, кто пьет легальную водку, то есть, это промежуточный сегмент населения. Дело в том, что нелегальную водку производят те же самые заводы, что и легальную. Это отличная, качественная заводская водка, но более дешевая. Значительная часть населения не могла покупать легальную водку, потому что кроме материальных потребностей есть еще потребность в определенном объеме алкоголя. Эта водка давала государству возможность не обращать внимания на эту категорию граждан. В каждом магазине продавалась и легальная, и нелегальная водка совершенно открыто, и все контролирующие органы это знали.
- Почему же сейчас нелегальная водка «сбегает» с прилавков?
- С 1 января 2010 года была установлена минимальная цена на водку — вся нелегальная водка подорожала до 89 рублей. Это, наверное, самая главная мера, которую ввело Росалкогольрегулирование, помимо проверок. Они проверяли производителей, дистрибьюторов. На сегодняшний день у 250 операторов алкогольного рынка были отняты или приостановлены лицензии, кто-то через суд пытается их возвратить. Государство старается в значительной степени сократить количество участников алкогольного рынка. Сегодня около 3 тысяч дистрибьюторов по России. Я думаю, останется максимум тысяча, а из 700 заводов — производителей водки останется 350−400.
- А как это может отразиться на потребителе?
- Государство ввело минимальную цену в 89 рублей, но понятно, что легальная водка столько стоить не может. То есть, может, но только в двух случаях. Первый: если у завода-производителя есть сеть своих собственных магазинов, куда он сам развозит продукцию своим же транспортом, пример — «Татспиртпром», у которого большое количество магазинов по республике, он может держать цену в 89 рублей. Но таких заводов, к сожалению, по всей России 1−2%. Второй вариант: когда у ритейлора есть свои распределительные центры, и он может брать продукцию, минуя дистрибьютора, то есть он сам забирает или ему привозит завод продукцию, а ритейловая компания уже развозит по магазинам. В этом случае тоже можно работу удешевить, но и таких вариантов в России очень мало. Так что, скорее всего, потребителям придется пить водку по цене как минимум от ста рублей.
- Зато нелегальная водка при таких обстоятельствах должна окончательно исчезнуть. Это же хорошо?
- Одно только введение минимальной цены в 89 рублей привело к тому, что в легальной розничной торговле по итогам первого полугодия 2010 года присутствие нелегальной водки в продаже сократилось на 30%, а количество легальной начало расти, и за 6 месяцев увеличилось на 9%. То есть, идет вытеснение нелегальной водки. Это положительный процесс. Другое дело, что освободившаяся ниша не заполняется легальной продукцией. У людей, которые пили за 50−60 рублей, нет денег, чтобы пить столько же по 100 рублей. С первого июля ввели еще две меры: минимальную отпускную цену за бутылку с завода в 70 рублей и минимальную оптовую цену в 77 рублей. При таких условиях водка по 89 рублей должна исчезнуть с прилавков — возможно, она будет составлять 1% рынка. Более того, это приводит к тому, что по самым дешевым расчетам в регионах может продаваться только водка местных производителей, так как отпускная цена у всех одинаковая, но без расходов на логистику водка будет стоить дешевле, чем привозная. Если брать в пример Нижегородскую область, то для региона своя водка выгоднее, это очевидно.
Автор: Корр. Катерина Ткаченко