«Если человек не удивляется, он никогда не удивит другого…»
14 июля 2017 года, 11:41
Известный нижегородский фоторепортер Николай Нестеренко рассказал РИА «Время Н» как человек становится «светописцем», а также выразил уверенность в том, что профессиональная фотография будет жить, несмотря на гаджеты.
— Несколько дней назад в мире отмечали День фотографа. Что он значит для нижегородских «светописцев»?
— Для фотографов придумали много праздников. Раньше мы отмечали День печати, потом его перенесли на другой срок (тогда был день рождения газеты «Правда»). Официально считается 19 августа — день рождения официальной фотографии. Однако легенда гласит, что первая фотография была сделана еще во времена Иисуса Христа. Это история о плащанице. Свет воздействовал на ткань — и получился отпечаток его лика. Плащаница есть до сих пор, ее можно увидеть. Так что первая фотография случилась значительно раньше. День фотографа — хороший праздник. У нас мало праздников, сплошные будни. Поэтому еще один повод для радости.
— В какой момент человек, купивший фотоаппарат, становится фотографом?
— Для меня фотограф — это тот смешной человек на пляже с обезьянкой. Я себя считаю фоторепортером. Это большая разница. Хотя и тот, и другой занимается светописью. Фотохудожник или фотограф отличается от фоторепортера как хоккеист и фигурист — и тот, и другой выступают на льду. Но фигурист исполняет заученную, отрепетированную программу, определенные штампы, которые нравятся клиенту и прочее… это может быть штамп в пейзаже или портрете. Фоторепортер должен уловить мельчайшие телодвижения жизни. Ловить — как хоккеист шайбу. Быстро, точно и наверняка. Эта профессия сложнее, хотя источник — фотоаппарат — тот же. Репортажная фотография — живая. Это не красивая картинка в глянцевом журнале. И то, и другое имеют право на жизнь, кому-то нравится хоккей, игра, импровизация, а кому-то фигурное катание.
— Говорят, что фотография — универсальный язык для всех людей. Вы согласны с этим?
— Фотография действительно объединяет людей, она не требует перевода. Удачная фотография понятна на любом языке. Я уже пять лет преподаю в Приволжской медиа-школе. Впервые у меня на потоке учится итальянец. Он «врубается» на раз. Если карточка хорошая — он ее чувствует. Он очень плохо говорит по-русски, но прекрасно понимает и видит. Это подтверждает тот факт, что фотография интернациональна. Если в фотографии есть текст, а автор посылает ее на международный салон — русский язык там не важен. Они его не понимают, и понимать не хотят. А образ — будь то африканская мадонна или сельская доярка — он универсален.
— Чем «нижегородская фотография» отличается от других? Какова ее специфика?
— У каждой фотографии, если она черпает свои истоки из народа, есть своя специфика. Например, в советское время была популярна «прибалтийская фотография». Ее так называли, хотя она делилась на «литовскую», «латвийскую» и «эстонскую». Эта фотография отличалась внимательным отношением к своему фольклору и культуре. Наша была более социальна, хотя представители и нижегородской фотографии — фотоклуб «Волга», возглавляемый тогда Шпагиным и Яворским, участвовал во всех международных фотосалонах и брал призы самого лучшего достоинства. Они несли по континентам нижегородскую фотографию с ее характерными особенностями, деталями, вкусными картинками. Людям это нравилось. Страну понимали по фотографии. Людям не требовались комментарии. Посмотрели, поняли, что люди там не на медведях ездят.
— Профессиональная фотография будет жить дальше, несмотря на современные технологии — гаджеты?
— Я убежден, что фотография будет жить дальше. Мало того, она будет дальше развиваться. Почему? Когда родилась фотография, многие говорили о том, что живопись умерла. Но оказалось, что нужен образ, а не просто умение снимать; потом появилось кино — сказали, что фотография умерла. Появилось телевидение… Все нашло свои ниши. Фотография свою нишу нашла давно. Народ озабочен временем: читать умные книги некогда, а хорошая фотография позволяет считать всю информацию моментально. Удачный репортажный снимок говорит о событии больше, чем целая статья. Но это должен быть именно удачный снимок. Поэтому не правы те, кто говорит: «Я умею фотографировать — нажал на кнопку». Увы, как и в любой профессии, здесь есть масса своих тонкостей, хитростей, закономерностей и правил. Чтобы сделать выразительную фотографию — надо учиться. Фотография будет жить потому, что людям простая информация не нужна. Им нужен анализ, который должен смотреться в событии. Хороший снимок позволяет заглянуть вглубь. Просто слепок — нет. Нужно ухитриться схватить, сконцентрировать характерный и самый вкусный кусочек. Я думаю, чем дальше, тем фотография будет глубже. Но делать такие снимки будут не все. Народ наконец поймет, что просто щелкать — делать фотки — это одно, а делать образную фотографию, за которой стоит труд и масса эмоций и информации — это сложнее и интереснее.
— Если бы у вас была возможность сделать какой-либо подарок фотографу, чтобы это было?
— Я бы подарил то, о чем мечтал в детстве. Когда только начал заниматься фотографией. Думал, о том, что техника развивается, но не может дойти до такого, чтобы выпустить фотоаппарат, с помощью которого я бы моргнул глазами — и снимок есть! Причем такой, каким я его в тот момент увидел. Пока достаешь камеру, объект может испугаться или уйти. А так — увидел — моргнул — и все. Такой фотоаппарат я бы подарил. Тогда самые лучшие мгновения жизни будут запечатлены навсегда.
— Как понять, что снимок состоялся?
— Каждый человек, у которого есть в руках фотоаппарат, может сделать один или два гениальных кадра. Это случайно. Почему? Потому что Бог дал. Человек оказался в нужное время в нужном месте, нажал на кнопку — все совпало. Если фотограф снимает скучно, ему самому это не нравится, если он сам не удивляется (если человек не удивляется, он никогда не удивит другого) это плохо. Фотография должна «зацепить». В ней должна быть жизнь. В снимке она не должна умирать — лишь на мгновение останавливаться. Нужно застать жизнь врасплох. Поэтому фраза «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» не устарела. Нужно лишь его хорошо остановить.
— Какая похвала для фотографа является самой ценной?
— Наверное, самый сложный вопрос. Ласковое слово и кошке приятно. А фотографу — тем более. У каждого свои слова. Если в фотографии есть «изюминка», есть то, чего нет у других. Пусть это будет блик солнца на левой руке, которая считает деньги. Я однажды снял одного банкира, а сам не заметил этого. И мне сказали, как хорошо попал солнечный луч на руку. Я удивился и все понял. Для репортера важна интуиция. Когда много снимаешь, накапливается багаж, и ты уже снимаешь автоматически. Тогда, когда это надо. Не раньше и не позже. Потом начинаешь понимать, почему — сработало подсознание. Когда фотограф доходит до съемки на уровне подсознания, тогда можно сказать, что он состоялся.