ВторникВт, 28 января 21:42 16+
Сейчас  °C
USD$ 97,13 ▼-1,13 EUR 102,75 ▼-0,44

«Каждый сюжет надо делать так, чтобы получить за него ТЭФИ»

23 декабря 2013 года, 11:51

 

— Нина Витальевна, как Вы считаете — Академия Российского телевидения наградила Вас, в первую очередь, как журналиста или как наставника?

— Знаете, получив в 1998 году национальный ТЭФИ вместе со своими учениками, я мечтала о ТЭФИ за какие-то свои профессиональные достижения — как репортер, как продюсер, как интервьюер. И мы подавали документы, и дважды меня снимали с дистанции, когда я была близка к цели, по самым разным причинам… Но потом произошло чудо: все ученики, которые получали ТЭФИ, присылали фотографии и писали, что это моя награда. И это действительно так: мы реально помогали людям состояться и стать лучшими. И таких побед у нас больше тридцати! У нас даже есть плакат, на котором сфотографированы мои ученики со своими статуэтками под лозунгом «Нина Витальевна, это ваши ТЭФИ!». Так что я уже совершенно успокоилась… И когда вдруг мне позвонили и сказали: «Завтра утром вы должны быть в Екатеринбурге, вам вручают ТЭФИ за личный вклад», я поняла, что это другой ТЭФИ — не как лучшему интервьеру, не как лучшему репортеру, а как человеку, который правильно прожил свою жизнь.

Что касается ответа на вопрос — это награда журналисту или наставнику… Хороший наставник не может учить тому, чего он сам не знает. Я до сих пор могу сделать хорошее кино, хороший репортаж и написать хороший текст. Я могу учить писать сценарии и деловые письма. Я очень много чему научить, потому что я могу сесть и сделать. Ценятся именно такие наставники. Приз «За личный вклад»… Когда у тебя 10 тысяч учеников, трудно отрицать, что он есть. И еще могу назвать одну цифру: 500 поздравлений, полученных в течение двух часов на Фейсбуке, поздравлений от учеников. Это тоже грандиозный результат.

— Вы создали учебный Центр «Практика» более 20 лет назад. За эти годы перед Вами прошли тысячи журналистов. Те ребята, что приходили к вам 10−15 лет назад, и те, что приходят сейчас, — они очень разные?

— Конечно, разные. Ну а как может быть иначе: идет время, мы меняемся. Начну с плохого: менее грамотные, менее образованные, менее глубокие. Им надо долго объяснять, что такое аналитика и почему для журналиста это очень важно. Из хорошего: они быстрые, мобильные — видимо, современные гаджеты приучают людей быстрее схватывать информацию и обрабатывать ее гораздо быстрее. Мне кажется, они более свободные… Это другое поколение людей. Но они не менее амбициозные. Есть и еще одна черта: сейчас нет молодых людей, которые приезжают к нам учиться, которые бы не видели мир. Все были в разных станах — в Европе, в Америке, не говоря уж про Турцию и Египет. Это тоже накладывает отпечаток. Все они — граждане мира. Сейчас люди уже не привязывают себя к какому-то одному месту. Эта глобальность, открытость мира мне тоже очень нравится в нынешних учениках.

— У Вас есть любимчики среди учеников?

— Конечно, есть. Ну как им не быть? Моя ученица Маша Ситтель только что родила четвертого ребенка. Она сказала: «Нина Витальевна, я тут должна Вас победить». Она не раз бывала здесь, в Центре «Практика»… Аня Шнайдер — какие она нашла слова, чтобы поздравить меня с наградой… Есть Леша Семенов, и он особенный. Когда мы бываем в Киеве, обязательно идем к нему на Канал 112. Это нечто совершенно космическое, где очень много абсолютно нового. Я там ходила и думала: «А ведь не было бы нашей школы, не было бы меня, не было бы этого украинского канала». Мне кажется, Леша нашел там свое пристанище, свою обитель, и он сделает проекты, о которых будут говорить не только в Украине…

Самая смешная история произошла на днях: девушка Настя из Кирова написала обо мне курсовую работу в Вятском университете. Она называется так: «Нина Зверева. Портрет на фоне страны». В общем, Лев Толстой как зеркало русской революции. Это просто кошмар! Мне было очень странно видеть — все-таки иметь биографов полагается после смерти… Зато я переслала Настину курсовую своим родителям. Папа читал ее вслух маме, они были счастливы. Почему-то эта курсовая из Вятского университета для них значит больше, чем мой Орфей. Потому что они не очень понимают, что такое приз «За личный вклад». А вот когда девочка пишет курсовую «Нина Зверева на фоне страны», это что-то значит…

— Вы — автор книг, которые можно назвать учебниками для телеведущих, корреспондентов, режиссеров. В чем Ваш основной секрет журналистики? У Вас есть свои «семь заповедей» для журналиста?

— Их не семь, а всего три: каждый момент репортажа, программы, кино должен быть понятен, интересен и касаться каждого зрителя. Нет плохих тем и сюжетов, есть неграмотно работающие журналисты. Но если вы журналист, вы должны каждую секунду держать зрителя у экрана. И каждый сюжет надо делать так, чтобы получить за него ТЭФИ. Как только вы схалтурили и себя оправдали, а оправданий можно придумать очень много, то уже следующий сюжет не будет таким, каким должен быть. Нельзя позволять себе расслабляться, халтурить — вообще никогда. Все, что выходит в эфир, подписано вами. Это ваша личная подпись.

— Еще одно из ваших любимых детищ — это фестиваль «Живое слово» в Большом Болдино. Довольны ли вы тем, как сегодня живет этот фестиваль?

— Мне горько и обидно, что фестивалю, который выполняет государственную функцию, учит людей русскому грамотному языку, возвращает их к истокам, не хватает финансирования. Фестиваль «Живое слово» проходит на святой земле Пушкина, и он очень неплохо придуман: там яркая народная ярмарка, там интересно и весело, там вкусно — все готовится по рецептам пушкинских времен… Там проходит столько уроков русского языка, которые ведут лучшие литераторы и лингвисты России и мира. Это нечто фантастическое! И при этом я вынуждена искать спонсоров для того, чтобы проводить этот фестиваль… Сегодня я оказалась обременена этим любимым ребенком. Но я надеюсь, что что-то все-таки изменится… Потому что фестиваль должен жить.

— У Вас прекрасная семья, замечательные дети и внуки. Как Вам удалось воспитать троих детей и при этом сделать такую карьеру? Как Вам хватало время и на семью, и на работу, и на учеников?

— Секрет прост: тот, кто не торопится, тот и не опаздывает. Надо, не торопясь, делать все как следует… Я называю это качество «отсутствие суеты». Все должно быть всерьез: если ты занимаешься с ребенком, значит, ты с ребенком, с мужем — значит, с мужем, пишешь письмо — значит, пишешь письмо. Уроки Гая Юлия Цезаря — они неправильные. Делать одновременно многое нельзя. А вот затевать одновременно многое — необходимо. И позволять себе одновременно многое необходимо. У человека, который стремится максимально выразить себя, много желаний. Их все надо воплотить, но не стараться схватить сразу много: это как с жонглированием — надо хватать тот факел, который падает. Им надо заниматься всерьез, иначе земля под ногами загорится… Когда я получила ТЭФИ, сказала: «Делайте лишнее, потом это окажется самым необходимым».

— Впереди — Новый год, самый добрый и самый семейный праздник. Какие новогодние традиции существуют в Вашей семье, и как Вы планируете встретить этот праздник в этом году?

— Накануне новогодних праздников передо мной встает очень трудный выбор между родителями и детьми. И каждый Новый год я боюсь, что это последний год с родителями — все-таки им очень много лет, и каждый год я понимаю, что это мой шанс побыть с детьми… Конечно, в одном месте встретиться нам всем очень трудно, мы разбросаны по миру. Но мы это делаем. В этом году мы поедем с детьми в Австрию. Но шестого января я возвращаюсь сюда, чтобы провести Рождество с родителями. Что же касается новогодних традиций… Перед праздником мы всегда вытягиваем записки — кто кому делает подарок. В этом году у меня очень удачный «адресат». Но кто он, я вам не скажу — это секрет!

Справка

Нина Витальевна Зверева — учредитель, директор «Центра „Практика“ Нины Зверевой». Член Академии Российского телевидения с 2001 года. Медиатренер-консультант российских региональных телекомпаний.

Кандидат филологических наук. Автор популярных учебников по журналистике и ораторскому мастерству «Школа тележурналиста», «Я говорю — меня слушают», «Вам слово. Выступление без волнения», «Прямой эфир».

Автор идеи, директор и продюсер ежегодного Международного мультимедийного фестиваля «Живое слово» в селе Большое Болдино- с 2005 года

Разработчик и тренер курсов «Убедительная презентация» и «Эффективная коммуникация». (Школа управления «Сколково», Корпоративный университет ВТБ, Мэрия Москвы, Правительство ЯМАО, и др.).
Разработчик и тренер образовательной программы Госкорпорации «Росатом» «Обучение спикеров».

Работала журналистом с 1975 года на Горьковском государственном телевидении, с 1991 по 1999 год — в Москве на федеральных телеканалах «РТР» и «ТВ — Центр», директором учебного центра кинокомпании «Амедиа» (2004−2009). В 1992 году организовала учебный Центр «Практика», в котором прошли обучение более 10000 человек из 79 городов России.

Награды: две национальных премии ТЭФИ Академии российского телевидения, Орден Дружбы за работу собственным корреспондентом программы «Вести», ВГТРК (Москва), Медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за создание Российского Центра «Практика», Орден Почета за вклад в развитие отечественного телерадиовещания.

Автор: Корр. Елена Жаркова

Картина дня
Рекомендуем
Спорт
Более 25 женских любительских футбольных команд создано в Нижегородской области
ИА «Время Н» познакомилось с особенностями нижегородского проекта «Футбольные мамы».
Внимание!
Опубликованы новые задания на конкурс «Преобразившаяся история»
Его цель — повысить интерес к истории и современности родного края, расширить знания о знаковых местах и туристических объектах.
Эксклюзив
Нижегородцы стали чаще использовать сервисы автоплатежей
Доля тех, кто использует автоплатежи, пока не превышает 25%.
Общество
Галина Михайлова — о проекте «Поезд здоровья»
Она дала интервью «Волге 24».