«Кино нужно делать о том, о чем болит твоя душа и сердце»
28 июля 2017 года, 16:04
Российский актер театра и кино, режиссер и телеведущий Андрей Мерзликин побывал в Нижнем Новгороде на фестивале «Горький fest». В городе он успел покататься на теплоходе по Волге, посетил «круглый» стол, посвященный проблемам современного кинематографа, провел благотворительный аукцион в The Top Club, на котором продавал украшения, а также пообщался с корреспондентом РИА «Время Н».
— Что, на ваш взгляд, кинофестиваль «Горький fest» дает провинции?
— Я бы не стал использовать слово «провинция» потому, что оно имеет некий флер. Есть такое понятие, как «региональность». Приход любого фестиваля — это площадка для новых возможностей, фестиваль не предназначен для развлечений, как это было раньше, фестиваль это, в первую очередь, рабочий процесс. Он включает в себя встречи профессионалов, идеи создания новых площадок для появления молодых кинематографистов, питчинги, означающие презентации новых проектов, которые, в случае победы, получают финансирование, чтобы через год, на следующем фестивале, эту картину можно будет посмотреть.
— Какова сейчас роль кино в российском искусстве?
— Кино — важнейшее из искусств. На сегодняшний день это стопроцентный инструмент для формирования собственного идентификационного мнения, отражающего современную субкультуру, все то, о чем нам хочется говорить.
— Насколько уровень фестиваля «Горький fest» далек от «Кинотавра»?
— Конечно, уровнем всегда мы считаем «Кинотавр», а на таких фестивалях, как «Горький», мы учимся. Но те, кто работает и на «Кинотавре», и здесь — это приблизительно люди одной команды. Они действительно передают свой опыт, и, по крайней мере, в Москве о фестивале в Нижнем Новгороде трубили все эти дни. Может быть, новость об этом здесь не такая шумная, то есть люди еще не все прочитали и не поняли, что есть такая возможность приходить и забивать залы битком. Этого не было в этом году, но я надеюсь, что в следующем это произойдет, и будет предварительная информация о том, что фестиваль жив и можно в середине лета устроить праздник себе и кинематографистам.
— Так исторически сложилось, что в России два центра притяжения — Москва и Санкт-Петербург. Многих интересует, нужно ли артистам, только что окончившим театральное училище, перебираться к финансам и возможностям?
— Вы говорите о печальных тенденциях, которые нас, с одной стороны, огорчают, а, с другой стороны, так и есть — где деньги, там и работа. И действительно эпицентром больших денег всегда была Москва и Санкт-Петербург. Нам бы хотелось, чтобы каждый город был не хуже Нью-Йорка, Вашингтона и Сан-Франциско. Я сам хотел бы, чтобы в моем родном городе, Вологде, Воронеже, Тамбове, Челябинске, Екатеринбурге были такие же мощные эпицентры возможностей для проявления своего регионального творчества. Москва сама подвержена уже кальке, все равно вся творческая молодежь, которая там живет, делает конъюнктурные вещи. Поэтому необходима такая стартовая площадка, как этот фестиваль.
— Что ждать от следующего кинофестиваля в Нижнем Новгороде?
— В следующем году уже будут плоды первого фестиваля, в частности, крупные призы. Объявлено, что это будет миллион рублей за лучший фильм и сценарий. Это уже людей обнадеживает, что это не голословно и не просто статуэтка, а это деньги, на которые можно снять свой будущий фильм.
Также очень важно «мониторить» то, что происходит в России. На «круглом» столе в Нижнем Новгороде поднимались вопросы сложности и проявления проблем российского кинематографа здесь. Не только с точки зрения удаленности от Москвы, а еще и с идеологической. Есть ли здесь понимание того, что люди хотят снимать «свое» российское кино.
— Насколько важна тема патриотизма в кинематографе?
— Я в этом году, например, снимался в главной роли у режиссера, который родился и вырос в Твери. Он всю жизнь мечтал снять фильм, посвященный своей родине. Было очень приятно, что я не просто снимался в кино, а участвовал в некой идее, которая нас объединяла.
То же самое думаю, что и в Нижнем Новгороде, и в других больших регионах России есть люди и идеи, чтобы рассказать их как в Discovery. У нас прекрасная молодежь, которая все помнит и знает. Они просто не совсем уважают нас — взрослых потому, что мы сами ничего не помним и не уважаем. Мне кажется, что есть возможность что-то менять. В первую очередь — себя, и тогда, возможно, молодые люди будут нам больше доверять.
— Кстати о молодежи. Каково было сниматься в фильме «Зеленая карета»?
— В производстве фильма была только одна проблема — мало денег и ограниченный срок. Нужно было очень быстро рассказать сложную историю. Но это стало достоинством потому, что когда есть возможность сидеть и рассуждать, люди как медузы на жаре — сразу растекаются и ничего дельного не сделают. Был хороший ритм, дисциплина как в суворовском училище — встали, пришли, сделали сцену. Также внутренняя собранность и ответственность перед драматургическим материалом. Мы говорили о трагедии, и она всем понятна. Без больших сантиментов мы делали правильное, важное кино, которое беспокоит меня в первую очередь. И я это рассказывал, как человек, который сильно испугался этой истории. С одной стороны, тема шокирующая, а с другой — необходимая и важная. Как я уже сказал, кино нужно делать о том, о чем болит твоя душа и сердце.
Автор: Корр. Игорь Криштафович