«Лучший способ начать рисовать — делать это со своими детьми»
24 августа 2016 года, 12:00
Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью художницы, лауреата всероссийской молодежной выставки Натальи Цветковой для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».
— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Этот человек в раннем детстве лишился родителей и воспитывался бабушкой, прошел сложный путь, самостоятельно поступил в вуз и переехал в Санкт-Петербург, и сегодня на его собственном счету участие более чем в 20 выставках, а картины выставляются в российских и зарубежных музеях и расходятся по частным коллекциям. У нас в гостях художник, лауреат всероссийской молодежной выставки Наталья Цветкова. Наталья, здравствуйте.
— Здравствуйте.
— Воспитывала Вас бабушка. Наверняка, что такое строгость знаете только понаслышке?
— Да, бабушка меня очень баловала, любила. Мы часто путешествовали, ходили в музеи, театры, на выставки. Отсюда, наверное, и зародилась моя любовь к изобразительному искусству.
— Помните свою первую картину?
— Помню, бабушка рассказывала про картину «Букет цветов», которая ей очень понравилась, но она, к сожалению, не сохранилась. Висит дома натюрморт с олимпийским мишкой.
— Вы родились 21 декабря. В этот день также родились: маршал Константин Рокоссовский, который в 15 лет остался круглым сиротой и подрабатывал помощником кондитера и стоматолога; английский государственный деятель Бенджамин Дизраэли, который посещал светские салоны, собирая сюжеты для своих романов и обучаясь политике; американская актриса и писательница Джейн Фонда, которая не придерживалась собственных многочисленных рекомендаций по здоровому образу жизни. Кто из этих людей Вам ближе и почему?
— Думаю, что Константин Рокоссовский. Меня восхищают его черты характера — сила, воля, любовь к родине, самопожертвование. Я бы хотела быть на него похожей.
— Известно, что творческие люди чересчур эмоциональны. Вам это по жизни не мешает?
— Есть такое. Очень трудно справляться со своей эмоциональностью и держать себя в руках. И плачу, и смеюсь при переменах настроения. Все это получается в работах передать. Настроение, эмоции, чувства — все стараюсь выложить в работы.
— Существует такое мнение, что художники ведут богемный и разгульный образ жизни, проводя ночи в клубах, а дни на торжественных приемах за бокалом шампанского. Вы именно к этому стремились, выбирая профессию?
— Нет, я художник мастерской. Одиннадцать лет обучения в училище и школе я находилась в мастерской — рисовала, писала.
— В 2012 году в Испании прихожанка хотела подправить осыпавшуюся в церкви фреску и в итоге случайно превратила Иисуса в обезьяну. Вы занимаетесь реставрацией фресок в православных храмах. Нет у Вас опасения, что, допустив небольшую ошибку, ославитесь на всю страну?
— Конечно, это очень ответственно — восстанавливать фрески в церквях и храмах, но этому предшествует большая подготовка. Сначала делаются маленькие эскизы, потом изображение переводится на картон в натуральный размер и затем — по этапам на стену. Вероятность ошибки невелика. Стараемся как можно лучше сделать свое дело.
— Почему именно в церкви?
— Это как вариант моей профессии. Я заканчивала монументальную мастерскую в академии художеств под руководством Сергея Репина. Это моя профессия — расписывать, в том числе в храме. Конечно, ответственность очень большая — стену ведь не закрасишь, не перенесешь никуда.
— Не секрет, что дети обожают рисовать — не только на бумаге, но и на шторах, обоях и паспортах родителей. Маленькие художники чаще всего изображают семью, друзей и самих себя, занимающихся повседневными делами. А сможете ли вы угадать, что именно делает женщина, изображенная на следующем детском рисунке? Чем же занимается мама этой девочки?
— Мама производит деньги. У детей все так непосредственно и индивидуально. Есть желание что-то выразить, и они рисуют. Не задумываются.
— Что у мамы в руках?
— Палка, ступа и какой-то черный ящик. Может быть, это печка?
— Этот рисунок, размещенный в Интернете, принадлежит девочке, мама которой продает лопаты для уборки снега. Так как дело было во время сильного снегопада, то все лопаты очень быстро раскупили, и люди в магазинах буквально бились за самую последнюю. А что изображено на следующем рисунке?
— Я теряюсь в догадках. Наверное, человек пеленает маленького человека.
— Некоторым может показаться, что это картинка как будто из криминальной хроники… А на самом деле мальчик укладывает младшего брата спать. А что здесь?
— В продолжение фильмов ужасов. Детская фантазия о том, как стоматолог лечит зубы.
— Вы также даете уроки рисования детям. Как часто получаете шедевры такого плана?
— Рисуем и по фантазии, и с натурой. Это зависит от возраста ребенка. Мне кажется, начинать рисовать ребенку нужно дома с родителями с самого раннего возраста, как только он научился держать предметы в руках. Сейчас есть много материалов в магазинах на любой вкус. Это могут быть и пальчиковые краски, и краски, приготовленные дома, на основе загустителя и пищевых красителей, и даже фрукты и овощи, безопасные для детишек. Потом, лет в пять-шесть, можно отдавать в изостудию. Если ребенку это нравится, он занимается много времени.
— В 2015 году английские ученые провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что занятия живописью улучшают память, внимание и концентрацию гораздо лучше, чем отгадывание кроссвордов или чтение книг. Исходя из вашего опыта, что из этого соответствует действительности?
— У меня небольшой опыт и еще не выросли детишки, с которыми я начинала рисовать. Занятия влияют на все, потому что ребенок начинает видеть предметы и детали, замечать, сравнивать предметы между собой. Впоследствии, изучая историю искусств, воспитывают вкус и восприятие. Это может пригодиться в любой профессии в жизни.
— Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, начала рисовать в 76 лет по совету своей дочери. Мозес нигде не училась, и никто не учил её рисовать. В итоге она стала самой знаменитой художницей Америки в середине 20 века. Её картины дарили президентам и выставляли в галереях. Она дожила до 101 года, создав более 1 600 картин и рисунков. Сегодня всё больше людей в возрасте задумываются о том, чтобы начать рисовать. Другие считают, что это пустая затея, надо учиться с детства. Вы как думаете?
— Мне кажется, самый лучший способ начать рисовать — делать это со своими детьми. Вы учитесь у них, а они учатся у вас, и всем хорошо и приятно. Если чувствуете потребность, можно пойти в изо-студию и изучать ремесло там. Художник — это человек, который выражает свои мысли посредством картин. Нужно иметь еще что-то внутри, чтобы рисовать. Правила не так важны — важно привнести свою идею в рисунок, чтобы ее видели зрители.
— Давайте представим ситуацию: человек никогда не рисовал, но вот теперь хочет. С чего ему начать: с раскрасок, наборов рисования по номерам, или, может, на курсы пойти? Или достаточно взять белый лист, просто сесть и начать рисовать? И что рисовать: палка — палка — огуречик, вот и вышел человечек?
— Начать лучше с рассматривания картин любимых художников и подумать, почему он это нарисовал, зачем. Пробовать рисовать то, что близко человеку. То, что его интересует, вызывает у него чувства. Если оно вызывает чувства у художника, вызовет и у его зрителя.
— Вопрос от читателя «АиФ» Глеба Золотарева (Нижний Новгород): «Видел Вашу картину „Новый век“, полотно, конечно, монументальное, но кажется какой-то сборной солянкой, почти плакат. В одну кучу Нижегородская ярмарка, Горький, Шаляпин, разносчики газет и паровоз. Что нового эта картина может рассказать о нижегородчине?».
— В основу сюжета картины легла Всероссийская промышленная и художественная выставка, которая проходила в 1896 году в Нижнем Новгороде. Это смотр передовых достижений всей России, куда приезжал Николай II. Наши купцы изображены в центре, слева освящает митрополит нижегородский и арзамасский Владимир Никольский. Здесь же Горький, в честь которого был переименован город. Шаляпин приезжал на открытие выставки и пел в нашем драматическом театре, открывая сезон. Изображены и фотографы Дмитриев и Карелин, чьими работами я вдохновлялась для создания картины. Левая часть олицетворяет культуру, традиции. Это и новый павильон ярмарки, и наша хохломская роспись, и колокола, и икона Юрия Всеволодовича — основателя города. Правая же часть символизирует промышленный прогресс, техническое развитие — паровоз, фабрики, заводы, рабочих, которые в то время появлялись.
— Какие ваши творческие планы?
— Сейчас у меня необычный проект «Искусство навстречу людям». Мои работы экспонируются в реально действующей мастерской по ремонту автомобилей. Для меня очень интересен этот проект. Посмотреть, как мои работы в необычном помещении будут смотреться. Это все находится в Нижнем Новгороде на улице Ларина. Там представлены работы, посвященные в основном нашему городу на рубеже 19−20 веков.
— Французский писатель и ученый Эдуард Рене Дабуле считал, что «художник, который не тщеславен, похож на женщину, не желающую нравиться, — оба скучны». А насколько Вы тщеславны?
— Человек становится художником, чтобы выразить свои чувства и эмоции, в первую очередь. Потом, как мне кажется, чтобы увидел зритель, оценил. Но не ради славы, а чтобы у зрителя проснулись какие-то чувства, ощущения, чтобы он по-новому посмотрел на этот мир.
— А какая Ваша формула успеха?
— Трудиться, трудиться и еще раз трудиться!
— Часто ли вам удавалось быть за рубежом?
— Бывали случаи. От академии художеств мне посчастливилось бывать в поездках во Францию, Черногорию.
— Мы подготовили для вас испытание. Если вы выдержите его с честью, если правильно ответите на наши вопросы, получите книгу «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях». Если ответите неправильно, мне придется подарить вам «Скупые годы» про подростков в годы Великой Отечественной войны. Вопрос такой: в японскую деревню Инакадате ежегодно приезжают сотни тысяч туристов, чтобы посмотреть картины, выполненные из…
— Светлячков
— Рисовых полей
— Снега
— Самурайских мечей
— У меня предположение. Возможно, из рисовых полей. Мне кажется, они могут быть очень живописные, и орнаменты у них могут быть. Еще мне нравятся самурайские мечи. Мне кажется, они сами по себе красивые. Мой вариант — самурайские мечи.
— В 1993 году жители японского села Инакадате задумались, как привлечь туристов, и у них возникла идея художественного оформления рисовых полей. Каждую весну фермеры придумывают сюжет картины и воплощают замысел, используя сорта риса разных цветов. Помимо традиционных японских сюжетов, на полях появляются и более знакомые всему миру образы — например, Наполеон или Мона Лиза. Деревню посещают сотни тысяч туристов, а осенью фермеры собирают урожай и продают этот рис по обычным ценам. Как видите, мне удалось вас сбить. Но вы правильно сразу предположили, что это может быть рисовое поле. «Скупые годы» — это книга, которую я дарю вам. Передаю вопросы от читателей, на которые вы не успели ответить. Спасибо за участие в программе!
— Спасибо за приглашение.
Программа «Без галстука» с Романом Скудняковым выходит в эфир телекомпании «Волга» по пятницам в 18:55, субботам в 22:40 и по воскресеньям в 05:00.
Автор: Корр. Мария Сорокина