«Мы помогаем компаниям поставить перед собой цель выйти на внешний рынок»
23 сентября 2013 года, 16:09 Тема: Международный бизнес-саммит — 2013
— Елена Александровна, какие меры поддержки оказывает министерство экономического развития РФ региональным компаниям, которые пытаются выйти на зарубежные рынки?
— Прежде всего, мы оказываем поддержку компаниям, которые только начинают свою внешнеэкономическую деятельность. Самое важное для них — преодолеть экспортные фобии. Мы помогаем компаниям определиться, поставить перед собой цель выйти на внешний рынок, продемонстрировать свою продукцию. Для этого мы сосредотачиваем наши усилия на информационной, организационной и финансовой поддержке.
Минэкономразвития — как его центральный аппарат, так и загранпредставительства — оказывает помощь в проведении исследований рынков сбыта, поиске компаний, которых можно заинтересовать российской продукцией, организации первичных переговоров, встреч, деловых поездок. Кроме того, мы можем предложить российским производителям участвовать в бизнес-миссиях, которые организуют Минэкономразвития и торговые представительства при финансовой поддержке российского Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
— Насколько охотно пользуются предоставляемыми вами услугами региональные предприниматели?
— Среди 192 проектов, которые официально ведет наше министерство, около 40 — это компании регионального уровня. Я думаю, что эта цифра будет расти со временем, потому что изначально мы работали с крупными компаниями, которым легче вести свою деятельность за рубежом, и чаще всего им требуется разве что поддержка на государственном уровне. Для малых и средних предприятий мы организовали работу через департаменты внешнеэкономической деятельности и департаменты по поддержке малого и среднего бизнеса, которые работают с нами в рамках соглашений непосредственно в субъектах РФ.
— Нижегородская область стала одним из первых регионов, с которым вы заключили такое соглашение. Почему выбрали именно наш регион?
— Цель заключения соглашений — это формализация, структурирование и планирование наших совместных действий. Оценивая ресурсы как нашего центрального аппарата, так и торговых представительств за рубежом, мы распределяем зоны ответственности министерства, торгпредств, администраций регионов и непосредственно компаний. Кроме того, мы составляем «дорожную карту» по реализации конкретного проекта с определением ключевых, прогнозируемых результатов, которых необходимо достичь. На основе этого мы сможем оценить работу по проекту в целом.
Соглашение о взаимодействии с Нижегородской областью мы заключили в прошлом году на коллегии Минэкономразвития, когда презентовали приоритетный проект формирования нового облика торговых представительств за рубежом. Нижний Новгород для нас является очень надежным партнером, мы видим активность региона и регионального правительства. Такая хорошо спланированная работа базируется на грамотной политике в области промышленности, в области кластерного развития, в привлечении инвестиций. Мы видим, что Нижегородская область — это центр компетентности, сосредоточения высококвалифицированных кадров. Естественно, Нижний Новгород для нас стоит в ряду первых региональных лидеров, которые реально могут позиционировать себя на зарубежных рынках и представлять как экспортный, так и инвестиционный потенциал для наших партнеров.
— Какие темы обсуждались на семинаре по вопросам развития внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, в котором вы приняли участие?
— Проект по развитию внешнеэкономических связей действует уже год, поэтому данное мероприятие — это возможность сверить часы. Запланировав этот семинар, мы хотели услышать конструктивную критику, понять, насколько правильно мы реализуем задуманное, какие у нас дальнейшие перспективы работы, есть ли отклик и реальный интерес со стороны нижегородских компаний. И эта встреча, на которой, кстати, присутствовали представители сразу нескольких регионов ПФО, подтвердила, что у нас еще очень много сфер, не охваченных взаимодействием. Отмечу также, что критика была конструктивная, но мне кажется, что не все до конца еще разобрались в своих целях и ожиданиях, и из-за этого возникает какое-то недопонимание.
— В настоящее время по инициативе Минэкономразвития вырабатывается новый механизм работы торгпредств. Что изменится и почувствуют ли эти изменения российские экспортно-ориентированные компании?
— Этот проект у нас задумывается в несколько этапов и будет реализовываться до 2016 года. Сейчас мы, в первую очередь, перенастраиваем работу торгпредств, переходим на проектный подход, делаем их более клиентоориентированными в своей работе, чтобы они могли оказывать адресную помощь, то есть уходить от имевшей практику прежде бумажной работы, которая сводилась к подготовке справочных материалов для министерства. Теперь мы призываем их работать непосредственно с теми представителями компаний, которые в регионах сосредотачивают свой потенциал.
Следующий этап — это изменения в нормативно-правовой базе, которая регулирует деятельность торговых представительств. К сожалению, она несовершенна, и те ограничения, которые есть сейчас, не позволяют двигаться дальше хотя бы потому, что постановление, в котором зафиксированы основные функции и полномочия торгпредств, было издано еще в 2005 году — до создания Таможенного союза и до вступления России в ВТО. В нем не предусмотрено распределение компетенции между федеральными и региональными органами власти. Кроме того, мы получаем объективные оценки со стороны компаний, на их основе мы выстраиваем рейтинги наших торговых представительств. Сейчас конец года, будут подводиться итоги, и мы получим первичные результаты, которые позволят выстроить нашу дальнейшую работу и понять, в том ли направлении мы движемся.
Автор: Корр. Дмитрий Шкода