«„Окский берег“ — это уникальный проект, аналогов которому в Нижегородской области нет»
18 августа 2016 года, 17:35
Не так давно в России отмечался замечательный праздник — День строителя. Но если говорить об итогах текущего 2016 года, отмечать особенно нечего: не секрет, что сейчас строители переживают, мягко говоря, не лучшие времена. И все же позитив есть. Пример тому — Нижегородская область, где ввод жилья продолжает расти. Это «работа» особого сегмента — малоэтажного жилья эконом-класса. Если говорить об объемах ввода текущего года, то они выросли почти втрое. Практически иллюстрацией данной ситуации на протяжении двух лет является комплекс «Окский берег», который находится в п. Новинки Богородского района, за счет которого в минувшем году было сдано 11% всего жилья, построенного в стране по госпрограмме «Жилье для российской семьи».
Двигаясь такими темпами, довольно скоро «Окский берег» вполне может стать одним из крупнейших жилых комплексов России. Фактически, речь идет о создании небольшого города со всей необходимой инфраструктурой. Задача замечательная, но путь к ее решению сложный, требует значительного финансирования и поддержки властей всех уровней. О настоящем и будущем проекта рассказывает исполнительный директор Союза нижегородских строителей, член совета директоров ООО «ЭкоГрад», один из авторов проекта «Окский берег» Шамиль Мансуров.
— Проект ставит перед собой весьма амбициозные задачи: быть первыми, быть лучшими, быть уникальными. Вот и в текущем году — на фоне общего спада отрасли, «Окский берег» планирует двукратно увеличить объем вводимого жилья, в том числе и по федеральной программе «Жилье для российской семьи»… Кстати, при таких объемах про качество не забудете?
— Очевидно, что все мы хотим быть и первыми, и лучшими, и уникальными. Проект стремится к этому — через свои достижения и прорывы, а порой, и ошибки. Такой масштабный проект невозможно было даже начать без предварительной, вдумчивой, глубокой работы. С 2008 года мы участвовали во многих областных целевых программах, где предполагалось преимущественно малоэтажное жилищное строительство: например, для молодых специалистов, расселение ветхого и аварийного фонда и т. д. В итоге накопленный опыт применяется и сейчас. Речь о проектировании, привлечении подрядчиков, производстве строительных материалов и даже о эксплуатации построенного жилья.
Мы пошли дальше в оптимизации процесса: взяли на себя полный контроль производственной цепочки. Таким образом, избавились от лишних, спекулятивных «звеньев» рынка. Из процесса ушли те, кто хотел за счет проекта получить необоснованно высокую маржу.
Всем клиентам «Окского берега» объясняем: наши обязательства не заканчиваются на передаче ключей. Мы и дальше участвуем в жизни ЖК. Например, жилой фонд «Окского берега» обслуживается управляющей компанией проекта. Таким образом, мы находимся в постоянном взаимодействии с жильцами. Не буду лукавить, это палка о двух концах. Понятно, что в строительном бизнесе никогда не бывает идеально выполненных проектов и неизбежно находятся погрешности, тем более что порядка 90% жилья мы сдаем с отделкой «под ключ». Такого объема практически никто больше не делает. Конечно, жалобы бывают, но, в целом, их количество не критично. С обращениями работают наши же специалисты в режиме одного окна. В любом случае, идет постоянная работа с подрядчиками. При необходимости делаем замену. Но большинство организаций, с которыми мы сотрудничаем, адаптировались к нашим требованиям. Кто не адаптировался — меняли, меняем и будем менять.
— «Окский берег» вырос буквально «в чистом поле». Откуда взялись коммуникации? Как решили этот вопрос?
— Сначала серьезно вложились в несколько объектов. Пример тому — строительство комплекса по очистке сточных вод. Мы — одни из первых в России, кто построил в системе ЖК масштабную систему очистных сооружений, что было нашей собственной и, скажу честно, довольно дорогостоящей инициативой. Кстати, очистные выполнены по последнему слову науки и техники: бесшумные, компактные, экологически благоприятные.
Что касается системы водоснабжения «Окского берега», то есть подключение к «Малиновой гряде» — водозабору, который обслуживает нагорную часть Нижнего Новгорода. Способ сложный — через МУП «Водоканал» Кстовского района. Раньше, это был наиболее возможный, хотя и дорогостоящий способ. Сейчас к этому вопросу подключилось и федеральное, и областное правительство. При их содействии в ближайшие годы мы планируем обеспечить прямое подключение к ОАО «Нижегородский водоканал». Это достаточно серьезный проект стоимостью свыше 1 млрд рублей.
Примерно такая же ситуация и с энергоснабжением. Сейчас оно осуществляется через внешние, богородские сети. В этом и проблема: мы не можем контролировать их состояние, а в случае аварийных ситуаций отключаются и электричество, и вода в ЖК, поскольку работает единый комплекс. Как житель «Окского берега» я сам лично сталкивался с подобными ситуациями. Поэтому принято решение о строительстве собственной подстанции, которая будет запущена в ближайшее время. Это позволит окончательно уйти от основных проблем, связанных с энергетикой.
— Без коммуникаций «жизнь» ЖК немыслима. Это понятно. А не приводят ли подобные вложения к увеличению коммунальных платежей?
— Тарифы, как известно, находятся в ведении соответствующих контролирующих органов и наше соблюдение данных норм жестко контролируется. Мы всегда действуем по букве закона. И тем не менее, бывают ситуации, когда наша эксплуатирующая компания вмешивается. Например, если тарифы необоснованно завышаются: был реальный прецедент и мы сразу отреагировали — нашли выход из ситуации. В среднем же тарифы, как и во всей области, дешевле, чем в Нижнем Новгороде.
— «Окский берег» растет буквально на глазах. Когда ждать строительства детских садов и школ?
— Есть вопросы, которые мы решаем локально. Например, для наших жителей не стоит остро вопрос о строительстве школы. Все потому, что мы предложили им очень удобный вариант. Вот уже больше года бесплатный школьный автобус от застройщика ежедневно доставляет ребят в школу соседнего поселка. В этом году пришлось купить автобус, чтобы была возможность развозить всех желающих.
В части объектов социальной инфраструктуры — школ, больниц, детских садов — не все зависит от нашего желания и участия. Существует определенная политика госрегулирования. А именно: застройщик не имеет права заниматься этим абсолютно самостоятельно. Любой проект, в котором прописано строительство госучреждений, проходит экспертизу, которая занимает довольно длительное время. Если говорить о конкретных шагах, то мы уже спроектировали детский сад на 240 мест и школу на 550 мест. К настоящему времени проект прошел госэкспертизу, однако в соответствии с законодательством, школа и детсад будут строиться в рамках целевых программ, то есть за счет бюджетов всех уровней: федерального, областного и районного. Их строительства ожидаем в 2017 году, поскольку выделение средств вне зависимости от того, успеем ли мы получить федеральную поддержку, гарантировал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.
Есть и другие объекты социнфраструктуры, которые очень нужны проекту. Скоро появится собственный фельдшерско-акушерский пункт, в 2017 году — опорный пункт полиции с перспективой расширения до РОВД. Есть потребность в торговых площадях, но с ними же и сложность. Их пока негде размещать — малоэтажное строительство не предполагает помещений для коммерческой деятельности. Сейчас у нас работает несколько магазинов шаговой доступности. Скоро откроется аптека. В конце года мы сдаем квартал, состоящий из пятиэтажек, где на первых этажах уже предусмотрено размещение парикмахерских, салонов красоты и т. д. В дальнейших планах — строительство полноценного ТРЦ: интерес и у нас, и у жителей, безусловно, есть. Cейчас ведутся переговоры с потенциальными партнерами.
— Что с транспортной составляющей. Как решаете этот вопрос?
— На мой взгляд, принципиально важные шаги мы сделали. Например, при содействии застройщика запущены автобусы: до микрорайона Щербинки-2 и на Автозавод через Стригино. Обсуждается возможность запуска маршрута до Московского вокзала. На данный момент анализируется пассажиропоток на автозаводском направлении с целью возможного удешевления тарифа — сейчас он несколько выше, чем у городских перевозчиков. Решение, думаю, мы получим уже скоро.
Кроме того, по данным «замеров» порядка 70% семей, проживающих в «Окском береге», имеют личный автомобиль — а территория ЖК более чем достаточно обеспечена парковочными местами.
— Не все застройщики обращают внимание на такие важные моменты, как озеленение, детские площадки, спортивные сооружения. А ведь на то есть требования закона. Как обстоят дела в «Окском береге»? Особенно, принимая во внимание факт участия проекта в федеральной программе «Жилье для российской семьи»?
— Соблюдаем необходимые нормативы, и даже, зачастую, перевыполняем их. Существует определенный расчет количества игровых площадок и спортивных сооружений, исходя из плотности застройки и числа жителей. Мы же создали несколько дополнительных объектов на основании заявок и пожеланий самих жильцов. Кроме всего прочего, на территории ЖК функционирует большая зона для «уличного спорта». Скоро он разрастется до полноценного спортивного комплекса под открытым небом. Мы работаем в массовом секторе, и здесь необходимо учитывать нужды жителей — ответственность перед ними и умение прислушиваться к их потребностям в перспективе дает большую выгоду, нежели сделанный наспех коммерческий проект.