«В нашем бюджетном процессе происходят абсолютно понятные вещи»
6 августа 2013 года, 11:11
— Вячеслав Борисович, каковы основные источники пополнения городского бюджета?
— Путем создания новых рабочих мест, формирования перспективных проектов и привлечения инвесторов мы добиваемся увеличения налоговой базы и роста доходов по основным видам налоговых доходов в городском бюджете. У нас есть огромные ресурсы по увеличению собственных доходов от налогов на имущество и на землю. В Нижнем Новгороде достаточно большое количество земельных участков и имущества граждан не поставлено на кадастровый учет и не учтено при налогообложении. Дума впервые занялась этой проблемой. Олег Сорокин поставил перед городской администрацией задачу, чтобы сбор налогов на имущество и землю был упорядочен, так как они относятся к основным источникам доходов городского бюджета. По моим оценкам, в результате правильной организации учета мы сможем получать ежегодно более пятисот миллионов рублей дополнительно.
Другой источник поступления средств на развитие города — участие во всех региональных и федеральных программах. Глава города Олег Сорокин особенно настаивал на подготовке заявок, и мы понимаем, что отсутствие инициатив Нижнего Новгорода в государственных целевых программах было одним из серьезнейших недостатков прошлых лет. Сейчас город гораздо активнее работает в этом направлении, чего раньше мы не наблюдали.
— Нередко мы слышим упреки в том, что Нижний Новгород стал всего лишь одним из районов Нижегородской области.
— На мой взгляд, это ложные идеи и манипулирование терминами: Нижний Новгород — не муниципальный район, а городской округ. В межбюджетных отношениях есть специфические нюансы: по Бюджетному кодексу все городские округа должны быть равны с точки зрения нормативов налоговых отчислений. Если Нижнему Новгороду увеличить нормативы, то закон обязывает ровно так же увеличить нормативы всем городским округам в регионе. Тогда методология по формированию расходов в других округах не срабатывает — это уже просчитано: ряд городских округов, исходя из единой методики расчетов, получат нормативных средств больше, чем Нижний Новгород.
В урегулировании этих противоречий депутаты активно принимают участие, над этой проблемой работает областное министерство финансов. Мы готовим законодательную инициативу по внесению изменений в Бюджетный кодекс и федеральное законодательство с тем, чтобы для административных центров всех субъектов Российской Федерации, в том числе и для Нижнего Новгорода, региональные власти могли самостоятельно утверждать отдельные нормативы, то есть речь идет о едином подходе на уровне Федерации. Мы планируем внести эту инициативу на рассмотрение Законодательного собрания, предварительные переговоры об этом идут.
— Каково внимание к проблемам областного центра региональных властей?
— Даже в этой непростой ситуации мы видим, что губернатор и правительство обращают пристальное внимание на Нижний Новгород, и огромные средства идут конкретно для жителей Нижнего Новгорода путем совместного финансирования крупных социальных проектов. Например, метро — для кого оно строилось? Для нижегородцев. Конечно, город вкладывался по своим возможностям в эту стройку, но намного меньше, чем область и Федерация. Сейчас продолжается строительство южного обхода вокруг Нижнего Новгорода. Губернатор и правительство «пробили» очень выгодный бюджетный кредит — для чего? Чтобы, в том числе и облегчить транспортную напряженность в Нижнем Новгороде. Строительство нового моста через Волгу тоже принесет большое благо нижегородцам.
С другой стороны, нельзя учитывать только собственные доходы городского бюджета и нельзя сравнивать дотационные регионы с регионами — донорами. У нас в России, можно считать, только 33 региона-донора, в том числе и Нижегородская область. Все остальные — много дотационные. Говорить об исполнении бюджета только по собственным доходам без привлеченных средств — это некорректно. Нужно считать все доходы, включая субвенции, субсидии и инвестиции вышестоящих бюджетов. Государственное финансирование метро полностью прошло через город, почему же не считать это нашим доходом? Каждое направление по формированию городского бюджета является, с одной стороны, самостоятельной задачей, с другой стороны, взаимосвязанной с межбюджетными отношениями. В результате мы получим объективную картину.
— Что вы можете сказать о межбюджетном взаимодействии?
— Я считаю, что город не изолирован и открыт для взаимодействия, и в нашем бюджетном процессе происходят абсолютно понятные вещи. Иногда законодатели на федеральном уровне допускают разрывы между финансовыми законами и ведомственными. Возьмем Закон об образовании. Сейчас финансирование образовательного процесса дошкольного и дополнительного образования перенесено из муниципального ведения на уровень государственных полномочий. Но Бюджетный кодекс не позволяет передать средства из городского бюджета в областной в необходимом объеме, а затем вернуть их в виде субвенций. Для дотационных регионов проблем нет, а Нижний Новгород, как всегда, попадает в особое положение: чтобы осуществить эту финансовую операцию, нужно снизить нормативы по подоходному налогу ниже установленного предела. Такая же ситуация во всех крупных городах-донорах, где механизм реализации закона не работает в полном объеме.
— Как складывается взаимоотношения между органами власти и, в частности, между представителями власти на муниципальном уровне?
— Большим преимуществом является установление в нашем городе позитивных взаимоотношения между представительной и исполнительной ветвями власти и с вышестоящими государственными органами — этот конструктив дает определенные плоды, которые мы видим на примере конкретных перемен в Нижнем Новгороде.
Эффективно управлять таким коллективом, как городская Дума, очень непросто. Каждый человек самодостаточен и имеет собственное мнение. Говорить о думском «послушном большинстве» совершенно не правильно. Это видно по составу Думы. Если посмотреть объективно на качественный состав Думы, то, я считаю, это управленцы с огромнейшим хозяйственным и жизненным опытом работы, в том числе и в бизнесе. Шесть из 42 депутатов в различные периоды новейшей истории города работали заместителями мэра по ведущим направлениям — экономика, финансы, городское хозяйство, строительство, управление городским имуществом и земельными ресурсами.
Многих я знал задолго до работы в городской Думе как руководителей крупных нижегородских предприятий, некоторые депутаты в прошлом служили в Вооруженных Силах России на командных должностях. Большинство депутатов имеют по два высших образования — это дипломы ведущих вузов страны. Ряд депутатов имеют государственные и ведомственные награды и звания. Заместитель главы города Д. П. Бирман и в недавнем прошлом депутат Госдумы РФ А.Н. Котюсов известны не только в политических, деловых, но и в литературных кругах России. Интересы пенсионеров представляет лично управляющий регионального отделения Пенсионного фонда России В.Э. Тарасов. И.М. Богданов был в свое время депутатом Верховного совета СССР. В Думе работают известные в Нижнем Новгороде юристы. Это профессиональный, качественный состав специалистов высокого уровня, которые способны грамотно решать вопросы с учетом всех тенденций в развитии города.
В этом созыве городской Думы мы впервые работаем в структуре, когда есть глава города и глава администрации. Как глава города Олег Валентинович взял на себя стратегические направления формирования доходной части бюджета и систему развития города в целом. Я думаю, это правильно. Тактические действия — это дело администрации.
Иногда решения Думы кажутся непопулярными, но депутаты вынуждены идти на компромисс, чтобы обеспечить улучшение жизнедеятельности города не только для сегодняшнего, но и для будущих поколений. Мы уже имели прецедент, когда принятое из ложного популизма решение остановило строительство метро на 20 лет.
По некоторым вопросам идет просто подмена понятий. Например, депутаты прекрасно относятся к парку Кулибина, и речь не идет о самом парке, а только о полосе шириной в три метра вдоль ограды. Это узкое место необходимо ликвидировать для расширения дороги — это видно и понятно всем. Спекулировать на этом, и говорить, что депутаты выступили против парка Кулибина — значит, манипулировать общественным мнением. Депутаты приняли решение компенсировать ущерб от вырубки деревьев на этой небольшой площадке в десятикратном объеме посадкой нового сквера на улице Горького. По личной инициативе мы, депутаты, посадили деревья в сквере на Похвалинском съезде — просто сложились и озеленили этот сквер. Я каждую неделю наблюдаю, как приживаются наши каштаны.