«Всю систему детских домов надо переделывать»
20 ноября 2012 года, 12:01 Тема: Святость материнства
— Александр, почему вы недолюбливаете волонтеров, которые приезжают в детские дома с подарками?
— Потому что, к сожалению, зачастую волонтеры, которые приезжают к «бедным сироткам», реализуют свое «хочу», какой-то свой запрос, а не делают то, что действительно необходимо ребенку, находящемуся в детском доме. Понимаете, волонтеры, привозящие подарки, не меняют качество жизни ребенка, а просто используют эти визиты как некий «ивент» — способ проведения свободного времени, своего рода тусовку. Между тем, главное, что нужно ребенку, — это обретения семьи как таковой. И доброволец может в этом участвовать, но часто об этом не знает. И когда он начинает приходить к ребенку и одаривать его телефонами и прочим, он наоборот, укрепляет ребенка в желании остаться в детском доме.
Поэтому здесь вопрос в том, что волонтерами должны быть люди, готовые организовывать программу, которая ложится в логику «ребенок-семья» и «ребенок-будущее». А пока у нас получается так: «я подарки отдам, а что там дальше будет, меня особенно не волнует». У людей нет социальной ответственности за происходящее. Вот когда она будет, тогда можно будет принять человека в добровольцы — как качественного исполнителя социального заказа ребенка-сироты, способного сподвигнуть воспитанника детского дома к новому пониманию жизни и помочь большему количеству детей оказаться в семье.
— А какая именно помощь нужна детдомовцам?
— Им нужны универсальные знания, навыки и компетенции, умение воспринимать мир, общаться, понимать, что такое здоровье, знать, что такое образование и зачем оно нужно, что такое родители, наконец. Это все то, что детям в семьях дается как само собой разумеющееся и совершенно отсутствует у тех, кто растет в детском доме. А то приходит доброволец — смотрите, вот я какой! Пришел, себя показал и ушел. А дети и не поняли, кто это был…
— Вы считаете, что нужна не просто одноразовая встреча, а дружба, которая будет длиться долгие годы? Готовы ли у нас люди к такой помощи?
— Долгосрочность и постоянство — это именно то, что необходимо. Именно в долгосрочности как раз и есть все перспективы и для добровольца, и для ребенка. Долгосрочность — это уверенность для ребенка. А если каждый день волонтеры меняются, лица мелькают, ребенок уже не верит человеку, который готов более длительно и качественно с ним общаться. Это нарушение баланса приводит к тому, что в конечном итоге ребенок уже не верит, что бывает иначе…
Нужно обучать добровольцев качественному общению с воспитанниками детских домов. Не готов посвящать этому длительное время — не приходи. Не умеешь и не хочешь обучаться — не берись. Надо ставить в приоритет интересы ребенка, а не свои желания и хотения. У нас, к сожалению, с этим большая проблема.
— Что же нужно делать в интересах ребенка?
— Нужно сделать все возможное, чтобы помочь ему устроится в семью. Надо давать ребенку больше информации, чтобы он увидел другое пространство, а не только детский дом. Потому что иначе мы его одариваем и уходим, а он опять там остается… Детдомовцам нужно расширение границ и интенсивное включение в обычную, нормальную жизнь. Только это дает отдачу, меняет его будущее. Сейчас же никто не несет ответственность за будущее воспитанника детдома по той простой причине, что все хотят делать что-то только здесь и сейчас и не думать о том, что будет потом.
— Где же, по-вашему, надо прививать воспитанникам детских домов навыки выживания? Вводить какие-то спецкурсы? Устраивать для детдомовцев лагеря адаптации? И кто это должен делать — детский дом? Или добровольцы?
— Это должен быть другой стандарт качества работы детского дома. Он должен быть нацелен не просто на кормежку и содержание ребенка, но и на ответственность за те знания, которые потом воспитанник реализует во взрослой жизни. Утрируя, можно сказать, что надо ввести социальный ЕГЭ, чтобы ребенок столкнулся со своим непониманием и незнанием жизни, чтобы увидеть, как на это повлияла система детского дома, и понять, какого специалиста не хватает сегодня в подобных учреждениях. В детских домах, например, нет юристов. Между тем юридические знания — хотя бы элементарные — очень важны: потом мы носимся с выпускниками детдомов и решаем их проблемы, которые они даже не могут сформулировать, и не знают, что с этим делать… Надо создать у ребенка какую-то базу, заложить минимальные понятия, обучить жизненным мелочам. Пока же мы видим лишь полную юридическую и житейскую безграмотность. И никто этим не занимается, никто за это не отвечает. Поэтому всю систему детских домов надо переделывать.
Нужна программа наставничества для воспитанников детдомов. У нас существует множество общественных организаций, которые чем-то занимаются… Если пересмотреть ресурсы и направить их на это дело, то вопрос с финансированием будет решен. И нужны будут не материальные, а человеческие составляющие. Общение и контакты важнее денег, включенность в жизнь важнее праздников. Ребенок регулярно видит рядом взрослого друга, а потому ему доверяет и не остается с жизнью один на один.
Справка
Александр Гезалов (родился 3 декабря 1968, в пос. Тума Рязанской области, СССР) — русский православный общественный деятель, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ (Россия, Украина, Казахстан), публицист, выпускник советского детского дома, автор книги «Солёное детство», руководитель социальных проектов в Москве.
Личность Александра Гезалова уникальна тем, что он не только смог выжить, пройдя систему воспитания советского детского дома (из 13-ти выпускников его года на настоящий момент в живых остался он один), но и состояться как видный общественный деятель. Его опыт неоценим для выпускников детских домов, покидающих порог сиротских заведений в наше время. Его автобиографическое эссе «Солёное детство» стоит в одном ряду с романом Рубена Гальего «Белое на чёрном». Деятельность Александра Гезалова широко освещена в прессе и отмечена патриаршей и президентской наградами, он является постоянным участником теле- и радио-программ. О нём снято три фильма, один из которых — «Онежская быль» — стал лауреатом международного конкурса «Радонеж» и неоднократно транслировался по всероссийским телевизионным каналам.
Автор: Корр. Елена Жаркова