41% россиян уверены в недостаточной объективности ЕГЭ
2 июня 2010 года, 16:30 Тема: ЕГЭ — 2010
Аналитический центр «Левала-Центр» выяснил, как россияне относятся к ЕГЭ и каковы их взгляды на образование в целом. Результаты проведенного опроса опубликованы на сайте центра http://www.levada.ru/.
Так, согласно результатам, на вопрос, как россияне относятся к практике отмены вступительных экзаменов в вузы и поступления в них на основе ЕГЭ, 31% респондентов ответил, что скорее отрицательно, при этом 25% россиян относятся «скорее положительно». Абсолютно положительный ответ дали только 9% респондентов, в то время как категорически отрицательно выступают 12%.
Чаще других замену вступительных экзаменов ЕГЭ поддерживают россияне 18−24 лет, а также лица с высоким потребительским статусом. Более консервативных взглядов в этом вопросе придерживаются в основном респонденты 40−54 лет, с высшим образованием, а также с низким потребительским статусом.
41% россиян считает, что по сравнению с обычным экзаменом, ЕГЭ оценивает знания выпускников школы хуже, 28% считают, что ни лучше и ни хуже, 12% респондентов уверены, что лучше.
Считают, что ЕГЭ более объективно оценивает знания выпускников, как правило, мужчины, лица 18−24 лет, с образованием ниже среднего. Не согласны с ними чаще всего женщины, респонденты 25−54 лет, имеющие высшее образование.
31% россиян считают, что с введением ЕГЭ количество взяток, блата и других злоупотреблений при окончании школы и поступлении в вузы осталось прежним, 27% респондентов уверены, что увеличилось и только 15% - уменьшилось.
Уверены, что практика проведения ЕГЭ привела к росту коррупции в образовательной сфере, в основном, лица со средним образованием и высоким потребительским статусом. Количество ответов о том, что, что уровень взяточничества и других злоупотреблений после введения ЕГЭ снизился, примерно одинаково распределены среди всех групп респондентов, однако немного чаще других этот ответ дают респонденты с высшим образованием. Считают, что Единый госэкзамен не повлиял на уровень злоупотреблений в вузах и школах, в основном, лица 25−39 лет, со средним специальным образованием.
Результаты проведенного опроса показали, что с каждым годом уменьшается число россиян, считающих удачной идею замены выпускных и вступительных экзаменов на ЕГЭ. С 2002 года Единый госэкзамен потерял треть своих сторонников (с 50% до 34%). В тот же период удвоилось число респондентов в той или иной степени негативно оценивающих это нововведение в сфере образования. В российском обществе стабильно укрепляется мнение о том, что новый способ оценки знаний выпускников в форме ЕГЭ дает необъективные данные о качестве образования, полученного школьниками. Ели в 2004 году 24% отвечали, что Единый госэкзамен оценивает знания лучше, то сегодня число респондентов с такой точкой зрения составляет лишь 12%. Также практически в 2 раза увеличилось число тех, кто считает, что ЕГЭ дает менее объективную оценку знаний, чем прежняя форма экзаменов.
Вызывает серьезные сомнения и вопрос о том, как повлияло введение анонимного оценивания экзаменационных работ выпускников на ситуацию со взяточничеством и другими злоупотреблениями при поступлении в вузы. С 2004 года на 6% увеличилось количество тех, кто считает, что ЕГЭ способствовал дальнейшему коррупционному разложению образовательной отрасли.
Опрос был проведен по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны 21−25 мая 2010 года. Распределение ответов на вопросы этого исследования приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этого исследования не превышает 3,4%.
Автор: Корр. Ирина Кузнецова