Неизвестный нижегородский проект архитектора Шехтеля представили в НГХМ
21 ноября 2024 года, 12:46
Возрастное ограничение: 6+.
Выставка «Федор Шехтель: неизвестный нижегородский проект великого зодчего» торжественно открылась в НГХМ|Русское искусство (Кремль, корпус 3) вечером 20 ноября, сообщает корреспондент ИА «Время Н», посетивший экспозицию.
Выставка проходит в рамках Фестиваля графики на Музейной набережной (6+) и приурочена к 165-летию со дня рождения Федора Шехтеля, основоположника русского модерна. Он работал над несколькими нижегородскими проектами. Три из них были реализованы и являются сегодня украшением и гордостью нашего города: торговый дом С.М. Рукавишникова, здание банка С.М. Рукавишникова, городской концертный зал (бывший кинотеатр «Палас» — ныне «Орленок»). Кроме того, над витринами в павильонах Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года также работал Шехтель, но они, к сожалению, не сохранились до наших дней.
Также немногим даже из специалистов известно, что у нижегородцев была реальная возможность получить еще одно, единственное в своем роде сооружение и не менее уникальное учреждение. Речь идет о Нижегородском губернском земском музее (НГЗМ), который собирались построить в память 300-летия воцарения Дома Романовых.
Заместитель гендиректора по научной работе Нижегородского государственного художественного музея Ирина Миронова рассказала, что это нетрадиционная для НГХМ выставка, потому что представляет собой неосуществленный нижегородский проект академика архитектуры Шехтеля. В музейных фондах хранится эскизный проект НГЗМ, состоящий из 53 листов архитектурной графики: чертежей, разрезов, планов, рисунков, объединенных в авторскую папку. Преобладающая их часть впервые экспонируется.
«В рукописях автора и надписях на листах встречаются разные названия музея и только одна дата — 12 апреля 1914 года — время окончания работы над проектом. Это был период накануне Первой мировой войны, и в этом кроется ответ на вопрос, почему он был не реализован. Начались военные действия и все запланированные проекты были прекращены», — пояснила куратор выставки Ирина Миронова.
Двухэтажное здание музея, выполненное в «псковско-новгородском стиле», должно было занять угловой участок земли, образуемый Верхневолжской набережной и Больничной улицей (ныне — улица Нестерова). Его миссия — «увековечить работу земства», представляя все основные сферы деятельности местного самоуправления, к которым относились кустарная промышленность, медицина, народное образование, страхование, статистика и другие. В нем предполагалось также разместить экспозицию действующего естественно-исторического музея. Здесь же планировалось проведение земских собраний, для чего был предусмотрен специальный зал с двумя портретами, встроенными в деревянные панели стен — родоначальника династии Романовых, царя Михаила Федоровича, и последнего государя — императора Николая II.
Одним из самых интересных помещений музея должен был стать первый зал кустарного отдела. Квадратный в плане, он перекрывается крестовым сводом. Потолок и стены предполагалось расписать в «характере кремлевских палат», в центре плафона поместить изображение солнца и луны со знаками зодиака вокруг. При этом свод напоминал бы купол храма. Вероятно, кустарный отдел был приоритетным в структуре музея, учитывая значение местных промыслов.
На основе авторских чертежей дизайнером выставки разработана трехмерная модель, дающая представление о том, как могло в реальности выглядеть здание НГЗМ.
Современные технологии дополненной реальности также позволили построить фотопанораму Верхневолжской набережной с виртуальным включением неосуществленного шедевра Шехтеля.
В отдельных случаях удалось создать реконструкцию некоторых деталей в камерном масштабе.
«Шехтель прошел большой путь. Его родственники говорят, что он был настоящим трудоголиком. Если бы не вот это его качество, то и не было бы создано более двухсот построек и более двухсот проектов, которые он сделал за свои 66 лет. Личность самого автора, мне кажется, присутствует на этой выставке. Во всяком случае мы попытались это сделать», — сказала Ирина Миронова.
В свою очередь, заместитель министра культуры Нижегородской области Ирина Вагина добавила, что нижегородцам и гостям города предоставлена уникальная возможность познакомиться с такими многослойным проектом НГХМ.
«Он выбивается за традиционные рамки музейных выставок. Здесь нас ждет радость познания, потому что мы видим проект здания, которое могло бы быть, но не построено. Посетителям будет предложено оценить и красоту, и глубину прекрасного замысла Шехтеля. Убеждена, что каждый получит большое удовольствие и испытает ни с чем не сравнимое впечатление», — подчеркнула она.
Для посетителей выставка будет доступна до 12 января 2025 года, в том числе по «Пушкинской карте» (12+).
Ранее в Нижнем Новгороде открылась уникальная выставка часов (6+).
Справка
Федор Осипович Шехтель (Франц-Альберт Шехтель; 1859−1926) родился в Санкт-Петербурге, в семье инженера-технолога О.О. Шехтеля.
Его предки — выходцы из Баварии, приехали в Россию в конце XVIII века и поселились в Саратове.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурном отделении (1875−1877). Академик архитектуры (1902). Преподавал в ЦХПУ (1896−1926). Председатель Московского архитектурного общества (1906−1922). Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Мюнхена, Парижа, Глазго и Берлина.
Входит в число выдающихся архитекторов, признанных во всем мире.
Автор: Ольга Ковалева